Достижения России

Уникальные операции и российское медоборудование: на что способна отечественная хирургия?

Российские хирурги творят настоящие чудеса, за помощью высококлассных специалистов из РФ обращаются пациенты со всего мира, ведь некоторые сложнейшие операции можно провести только у нас в стране. Отечественная медицина становится еще современнее, а оборудование собственного производства — все более прогрессивным: это позволяет проводить не только косметические операции на высочайшем уровне, но и спасать жизни даже в самых безнадежных ситуациях.

Продовольствие в безопасности: дефицит продуктов России не грозит

В конце февраля россияне столкнулись с непривычной картиной – во многих магазинах опустели полки с сахаром, гречкой и другими товарами. Неожиданный дефицит вызвал беспокойство у населения и привлек внимание органов власти. Однако уже вскоре стало очевидно, что ситуация вызвана ажиотажным спросом, которого не ожидали торговые сети, а не реальной нехваткой товаров. О том, как в действительности обстоят дела в пищевой промышленности — читайте в этом материале.

Рекордные урожаи и продовольственная безопасность: как Россия стала одним из мировых лидеров в сельском хозяйстве?

Волна непродуманных реформ 1990-х годов едва не снесла гигантскую отрасль нашей страны — сельское хозяйство. Само это понятие стало терять свой смысл, ведь некогда плодородные поля начали зарастать, поголовье скота с каждым годом падало. Без своих качественных удобрений и те земли, что еще возделывались, не приносили достаточного урожая. Прилавки заполонили импортные продукты не самого лучшего качества. Дошло до того, что в нашу страну «с барского плеча» завозили пресловутые «ножки Буша» — гуманитарную помощь. Ситуация стала выглядеть как безнадёжная. Но оказалось, что это не так. В начале 21 века государству «по крупицам» удалось собрать и возродить стратегическую отрасль экономики. За 20 лет отечественный АПК вырос более чем в два раза. И теперь Россия — один из мировых лидеров в сельском хозяйстве и ведущий поставщик продовольствия. Как это произошло и что ждёт отрасль в ближайшие годы?

Господдержка аграриев, рекордные урожаи и продовольственная безопасность страны. Как Россия вернула мировое лидерство в сельском хозяйстве?

90-е. Страна переживала в этот период удар за ударом. Отрасли разваливались на глазах. Экономика трещала по швам. Сельское хозяйство превращалось в «сельское запустение» — поголовье скота падало, посевные площади зарастали, а те, что были, засевали «на авось» — удобрений не хватало. Качество питания россиян настолько упало, что сказалось на здоровье и продолжительности жизни. Продукты на прилавках были в большинстве импортные, и, мягко говоря, не лучшего качества. А некоторые — еще и унизительные. Например, известные всем «ножки Буша», которые в Россию поставляли как гуманитарную помощь. Но в начале двухтысячных ситуация буквально переломилась. Государству удалось собрать оставшееся от некогда ведущей отрасли страны, «посеять» это в «поле» нацпроекта, «удобрить» субсидиями, льготами, программами поддержки и получить богатый «урожай». Теперь наша страна по многим видам сельхозпродукции полностью обеспечивает себя сама. Более того, мы — крупнейший мировой экспортёр зерна. Но путь к этому был непрост. Как это было? Узнаете тут.

Искусственный интеллект и суперкомпьютеры — флагманы передовых технологий в России

Искусственный интеллект (ИИ) и суперкомпьютеры отражают технологические мощности государства. В России несмотря на внешнее давление активно развиваются обе сферы, а разработки в этих областях уже признаны на мировом уровне. О том, как развивается ИИ и суперкомпьютеры в России — читайте в этом материале.

Какие российские самолеты заменят иностранные лайнеры

Сегодня в России развернута масштабная программа импортозамещения, которая затрагивает каждую отрасль экономики. Особенно много разговоров сейчас вокруг гражданской авиации. Смогут ли россияне передвигаться между городами и странами с тем уровнем комфорта, к которому привыкли? Сможет ли Россия создать свои самолеты, ничем не уступающие зарубежным по качеству? Создание собственных самолетов в России началось еще задолго до санкций, и уже сейчас отечественные авиаперевозчики имеют в своем парке Суперджеты. В 2020 году свой первый полет успешно совершил новый отечественный пассажирский региональный самолет Ил-114-300. Параллельно разрабатывался МС-21. Сейчас в авиаотрасли идет усиленная работа по самолетам Sukhoi Superjet New (SSJ-NEW) и МС-21-310. Подробности о конкурентных преимуществах каждой машины — в этом материале.

Путешествовать по России быстро и с комфортом: как за 20 лет изменились наши железные дороги и авиасообщение?

В 90-х обычное путешествие по нашей по-прежнему огромной стране из точки А в точку Б вдруг превратилось в настоящий квест. Не самый приятный. Привычный авиатранспорт стал практически недоступен — аэропорты закрывались десятками и сотнями, попав в частные руки и не имея финансирования. Самолёты, и так не новые, стремительно устаревали, а на пополнение парка хронически не хватало денег. Народ массово пересел на поезда. Железная дорога — единственное транспортное направление, которое осталось в руках государства. Но и тут всё не было ладно. Вечно переполненные старые, обшарпанные и тряские советские вагоны, давно требующие ремонта станции и ветшающие участки железнодорожного полотна превращали путешествие в тяжёлое испытание. О таком слове, как «комфорт», никто уже даже не думал. Но после практически десятилетия банального выживания отрасли пассажирских перевозок, это слово удалось вернуть в речь россиян. Огромные и комфортные аэропорты, новые вокзалы, высокоскоростные железные дороги и окончательно ушедшие в прошлое советские вагоны — вот настоящее отечественных пассажирских перевозок. А как к этому удалось прийти — расскажем тут.

Рынок бытовой техники устоял перед санкциями

За последние месяцы российский рынок покинул ряд зарубежных производителей бытовой техники. Найдут ли российские ритейлеры и покупатели достойную замену? Готовы ли отечественные производители ее предложить и удовлетворить возросший спрос российских потребителей? Ответы на эти вопросы читайте в этой статье.

Российская орбитальная станция, ядерный буксир и сотни новых спутников: как Россия вернула себе лидирующие позиции в космосе?

Конец ХХ-го века для нашей страны выдался максимально тяжёлым, и сил не хватало даже на то, чтобы разобраться с проблемами на поверхности Земли, куда уж до проблем в космосе. А их в этой отрасли хватало. Страна-первопроходец, которая первая отправила человека в космос, чьи разработки в покорении безвоздушного пространства опережали все мировые аналоги (а зачастую и аналогов ни у кого не было), оказалась на грани катастрофы в отрасли. Оборудование изношено, финансирование минимальное, кадров не хватает — с такими результатами подошла Россия к концу 90-х. Даже с «Миром» пришлось попрощаться — собственную орбитальную станцию вынуждены были затопить. Отрасль будто затягивала «чёрная дыра». Но с наступлением нового века из области её притяжения стране удалось вырваться. Более того — совершить серьёзный скачок вперёд. Россия активно работает над созданием космического ядерного двигателя, организацией миссий на Марс и Венеру, строит собственную орбитальную станцию. Все подробности в нашем материале.

Первая в водах Арктики: как Россия создала единственный в мире атомный флот и проложила Севморпуть?

Освоение Арктики казалось невыполнимой задачей еще несколько десятилетий назад. Но ключевая транспортная и торговая артерия, скованная льдами, поддалась только одной стране — России. Реализовать столь масштабную идею нашей стране удалось благодаря созданию самого передового и мощного атомного флота, который необходим для прокладки кратчайшего морского пути между Европейской частью России и Дальним Востоком и Европой и Азией в целом. О том, в чем российская арктическая сила, ставшая настоящей гордостью нашей страны, читайте в этом материале.

Как наш мирный атом пережил крах СССР и сохранил мировое лидерство?

Атомная промышленность, активно развивавшаяся на территории современной России после Великой Отечественной войны, с распадом СССР оказалась под угрозой если не полного исчезновения, то серьезной стагнации, перехода к «непрофильной» работе и утраты лидерских позиций на мировой арене. Причинами тому стали нехватка финансирования, отток и старение квалифицированных кадров, дефицит кадров, устаревшее и изношенное оборудование. К концу 90-х атомная промышленность России, которая еще недавно была мировым гегемоном, превратилась в упадочную отрасль, пусть и с гигантским потенциалом. Преодолев путь восстановления длиной более 20 лет, она вновь стала гордостью России.

Качественные и доступные машины, уникальные беспилотники и электрокары: какой путь прошел наш автопром за 20 лет?

С распадом СССР под угрозой исчезновения оказалась и автомобильная отрасль в России: предприятия, расположенные в разных уголках Советского Союза, в 1990-е годы стали автономными, что привело к исчезновению полного цикла производства. Страна, которая еще совсем недавно заполняла внутренний и внешний рынки полностью отечественным автопромом, вынуждена была пересобирать целую отрасль заново. К глобальной проблеме добавились и другие — недостаточное финансирование, старение и недостаток высококвалифицированных кадров, износ оборудования: на стыке веков отрасль оказалась на грани коллапса. Уже к тому времени отечественные автомобили почти перестали экспортировать за пределы СНГ, однако упадок удалось преодолеть, и уже сейчас в России производят даже собственные электромобили нового поколения, которые вызывают гордость за отечественный автопром и уверенность в его устойчивом положении на мировом рынке. Но что происходило до этого? Мы расскажем.

Как Россия возродила автомобилестроение и обеспечивает технологический суверенитет отрасли

Автомобилестроение еще в советские годы считалось в стране одной из важнейших отраслей отечественной промышленности. С развалом Союза отрасль едва не была уничтожена. Но в начале XXI века ей не просто дали удержаться на плаву, а начали ее динамичное возрождение. За последние 20 лет российский автопром прошел серьезный путь развития: господдержка отрасли и технологические преобразования привели к тому, что сегодня отечественным автомобилям доверяют всё больше покупателей, а на рынке появляются не только разнообразные, но и уникальные модели. В этом материале мы расскажем, как автомобильная промышленность пережила сильнейшие кризисы и как в ближайшие годы ее развитие позволит обеспечить технологический суверенитет отрасли.

Мы вновь можем строить самолеты всех видов! Как возрождалось авиастроение России в XXI веке?

Ломать – не строить. Кажется, весь перестроечный период в нашей стране проходил именно под таким лозунгом. С развалом СССР разваливаться, причём стремительно, начала и авиапромышленность России. Огромное количество производственных мощностей оказалось за пределами страны. Казавшийся монолитом «Аэрофлот», который еще в 80-е был монополистом и перевозил по 10 миллионов человек в год, стали дробить на мелкие предприятия, которые не выдерживали иностранной конкуренции и хронического недофинансирования. Цены на отечественные самолёты и комплектующие росли в геометрической прогрессии, и в конечном счёте они стали не нужны новорожденным авиакомпаниям. В итоге в 21 столетие отрасль вошла практически полностью разрушенной. Необходимы были новые решения, новые подходы. И они появились. А окончательно сформировались ко второму десятилетию века. И теперь нашей стране вновь есть чем гордиться. Но обо всём по порядку.

Экономическое давление привело к возрождению российской авиаотрасли

Российская гражданская авиация, как и другие отрасли отечественной промышленности, столкнулась с серьезными вызовами из-за санкционных ограничений. Подробнее о том, какая работа сейчас проводится для укрепления самостоятельности этой сферы — читайте в этом материале.

Модернизация Транссиба и БАМа: как Россия реализует экономический мегапроект и объединяет Евразию?

Огромные территории России с их природными ресурсами — не только источник национальных богатств и залог успешного будущего страны, но и невероятный логистический вызов. Чтобы связать воедино различные уголки государства, в нем строили и продолжают строить железные дороги, впечатляющие своими технологическими решениями и протяженностью. Колоссальные Транссиб и БАМ, созданные еще в царские и советские времена, стали инженерным и строительным чудом своего времени. Но и в наши дни развитие Восточного полигона железных дорог России ведется не в меньшем, а во многом и еще большем масштабе. Как в России начинали прокладывать путь на Восток, какие успехи уже достигнуты и что ждет стратегическую отрасль в ближайшие годы — читайте в нашем материале.

Строительство в России: успехи импортозамещения и переход на отечественные технологии

Строительная отрасль в России — одна из ключевых в экономике страны. Она обеспечивает трудоустройство каждого десятого работающего гражданина и в условиях внешнего воздействия не только находит новые механизмы импортозамещения, но и наращивает объемы ввода в эксплуатацию жилья и социальных объектов. Главными рычагами остаются меры господдержки, среди которых активная работа по нацпроекту «Жилье и городская среда».

Развитие кардиологии в России: новые медцентры, сложнейшие операции и передовые методы лечения

Сердечно-сосудистые заболевания остаются одними из самых распространенных не только в России, но и во всем мире. Однако качество лечения артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, нарушений ритма и проводимости сердца, кардиомиопатии, цереброваскулярных и других заболеваний этой группы в нашей стране в последние годы серьезно выросло.

Что ждёт авторынок России в 2022 году?

Ситуация в автопроме на фоне приостановки работы зарубежных компаний стала одной из самых волнующих тем для россиян. Особое внимание вызывает возможность ремонта машин и наличие необходимых запчастей для работы.

Новые «Суперджеты», МС-21, Ту-214 и другие отечественные самолеты: как Россия возрождает производство всех видов воздушных судов?

1990-е годы стартовали с тотального развала экономики вследствие непродуманных реформ. Сильнейший удар пришёлся и по гражданскому авиастроению. В один миг производственные мощности, выпускающие комплектующие, двигатели, электронику, оказались в чужих странах. А крупнейшее авиапредприятие — «Аэрофлот», в угоду все тем же реформам раздробили на малые компании. Авиаперевозчики предпочитали закупать иностранные самолёты, в основном те, что уже успели намотать тысячи километров в воздушном пространстве других стран. Отечественные же самолёты стали непомерно дорогими, от них попросту отказывались. В упадок пришли и оставшиеся в России производственные предприятия. Однако продолжалось это недолго — всё изменилось с наступлением XXI века. Сейчас наша страна вновь производит все виды воздушных судов. Как удалось переломить ситуацию и что нас ждёт дальше?

Гигантские танкеры, новейшие рыболовецкие суда и даже круизные лайнеры: как за 20 лет Россия возродила отечественное судостроение?

Разрушительные 90-е годы жёстко ударили практически по всем отраслям промышленности России. Судостроительная отрасль — не исключение. Некогда одна из самых мощных в мире она очень быстро расползалась по швам. Форма собственности поменялась, при этом предприятия оказались и без финансовой подпитки, и без заказов. Результат — большинство приватизированных средних и малых судостроительных предприятий оказались на грани краха или вовсе перестали существовать. Казалось бы, отрасль безнадёжна, что ярко иллюстрировали ржавеющие остовы недостроенных на верфях судов. Но в начале XXI века ей не просто не дали уйти на дно, а начали ее динамичное возрождение. Сейчас в нашей стране строят и спускают на воду суда практически для любых целей: гигантские газовозы, танкеры и сухогрузы, новейшие рыболовецкие суда и отечественные комфортабельные круизные лайнеры. В этом материале мы расскажем, как стране удалось воссоздать отечественное судостроение и вывести его в мировые лидеры и что ждёт отрасль в будущем.

От привязки к проводу до безграничной свободы. Как развивалась связь в России за последние 20 лет и какое у нее будущее?

К концу 90-х у жителей России были в основном стационарные проводные телефоны. Да и то далеко не в каждой квартире. А мобильники в то время вообще являлись настоящей роскошью — таким аппаратом мог похвастаться примерно один из ста человек. Что неудивительно. Мало того, что телефоны стоили больших денег, так еще и связь была чрезмерно дорогой. А о том, что такое интернет, многие знали только из зарубежных фильмов. Но в 2000-х ситуация в нашей стране в начала меняться настолько стремительно, что сегодня Россия — один из мировых лидеров с точки зрения доступности и качества связи. Но обо всё по порядку.

Российский рынок гаджетов сохраняет устойчивость на фоне санкций

Уход крупных международных игроков на рынке гаджетов из России за последние месяцы вызвал опасения у потребителей, привыкших к разнообразию марок смартфонов, планшетов, ноутбуков, аксессуаров и других гаджетов в магазинах. Что происходит на российском рынке электроники? Предложат ли российские ритейлеры привычные бренды гаджетов? И есть ли в России свои достойные альтернативы? Ответы на эти вопросы читайте в этой статье.

Как Россия достигает мирового лидерства в создании передовых беспилотных технологий

Гонка передовых технологий во всем развитом мире не прекращалась на протяжении многих веков, однако лишь в последние несколько столетий прогресс стал настолько ощутимым, что угнаться за конкурентами удается далеко не всем. Вплоть до распада, СССР активно участвовал в этом процессе, более того, зачастую намного опережая конкурентов. С развалом Советского Союза Россия оказалась на грани технологической пропасти: массовое закрытие заводов и НИИ, отток денежного и экспертного капитала, тотальная зависимость от импорта — эти факторы едва не откинули нашу страну на задворки. Несмотря на тяжелый промышленный кризис 90-х, впоследствии России удалось не только вернуться в гонку, но и занять лидирующие позиции: уже сейчас РФ входит в топ-3 государств по развитию беспилотных технологий. Рассказываем, как наша страна наладила производство инновационной техники и какие результаты ожидаются уже в ближайшие годы.

Крупнейшая в Европе: как за 20 лет Россия преодолела кризис и вошла в пятерку самых сильных экономик мира?

С распадом СССР Россия оказалась на грани экономической катастрофы. Вопрос пропитания и выживания для общества 90-х годов стал ключевым. В это сложно поверить в современных реалиях, когда в магазинах доступно абсолютно все, будь то качественное мясо или смартфон последней модели. В конце ХХ века многие жители нашей страны и вовсе узнавали о каких-то благах цивилизации только из зарубежных фильмов, тогда как сейчас мы сами живем в условиях, где ту же пиццу могут доставить хоть среди ночи, а не только в кино. Рассказываем, как Россия успешно преодолела глобальный внутренний кризис и за 20 лет поднялась с 10-го на 5-е место среди крупнейших экономик мира.

Российские электрокары — временная мода или будущее автопрома?

Авторынок России испытал на себе наиболее существенное влияние санкций. Из-за сложностей с комплектующими в 2022 году наблюдается снижение продаж и производства автомобилей. Чтобы помочь заводам сохранить занятость, власти взяли курс на развитие электротранспорта, которому не требуются ни двигатель внутреннего сгорания, ни трансмиссия, ни ряд других автокомпонентов. Электромобили — более экологичны, чем автомобили, работающие на газе или дизельном топливе. Помимо снижения негативного экологического воздействия, запуск новых проектов поддержит российский автопром, откроет для страны новые экономические и технологические возможности, сохранит и создаст новые рабочие места.

От массовых сокращений и «утечки мозгов» к возрождению инженерных школ. Как в России готовят профессионалов для экономики будущего

«Утечка мозгов». Наверняка эту фразу применительно к нашей стране в 90-е годы прошлого столетия слышал каждый. Разруха и экономическая нестабильность, сворачивание научных исследований и высокотехнологичных производств заставляли специалистов уезжать из страны. Оставшиеся выживали, часто не имея возможности работать по специальности. В результате Россия столкнулась с серьезной нехваткой инженеров, без которых о технологической независимости оставалось только мечтать. В XXI веке ситуацию удалось переломить. В стране воссоздают инженерные школы, вузы готовят специалистов для передовых отраслей, престиж технических профессий вырос многократно. Как этого удалось достичь — рассказываем в нашем материале.

Автоматизация, роботы, новые заводы: как Россия развивает промышленность

Наследие советского периода России в виде множества заводов едва не оказалось на грани полного уничтожения в 90-е годы ХХ века. Страна попала в ситуацию, когда предпринимателям было выгоднее продать оборудование и уехать за границу, нежели развивать отечественное производство. За десятилетие в России закрылось множество заводов, но уже к началу XXI века ситуация изменилась. Читайте, как наша страна сумела восполнить и дополнительно нарастить мощности в критически важных отраслях, и как уже в ближайшие годы на заводах появятся десятки тысяч промышленных роботов.

Бесплатная газификация и чистая вода: как Россия развивает ЖКХ и когда вся страна получит «голубое топливо»?

Газификация российских регионов, ускорившаяся в последние годы, сейчас стала особенно актуальна на фоне санкций и ограничения поставок в Европу. Этот ключевой для страны процесс в особенности заметен в последние 20 лет: если до 2000-х годов его темпы составляли менее 1% в год, а уровень обеспеченности территории страны газом находился на отметке менее 50%, то уже к 2030 году правительство рассчитывает достичь 100% газификации российских регионов. На сегодняшний день Россия уже стала страной с самым высоким процентом газификации в мире, и этот показатель будет только расти. Помимо этого, в стране активно развивается коммунальная инфраструктура: по поручению президента продолжится реализация проекта «Чистая вода», который обеспечит надежное снабжение качественной водой не только городов, но и отдаленных сельских поселений.

От дров и угля — к газу в каждом доме. Как Россия стала лидером по темпам газификации в мире?

Многие россияне прекрасно помнят, что ещё совсем недавно о газе в частных домах можно было только мечтать. Ну, или на свой риск и за большие деньги устанавливать газовые баллоны, хватало которых лишь для готовки на плите. А детские сады, больницы, школы, многоквартирные дома отапливались благодаря чадащим на всю округу угольным котельным. Но времена изменились, и теперь для россиян становится нормой газовое автономное отопление. Котельные также переводят на голубое топливо, воздух в городах и посёлках становится чище. В планах к 2030 году добиться 100% газификации там, где это технически возможно. Как к этому удалось прийти, мы расскажем в этом материале.{' '}

Аграрная сверхдержава: как Россия стала лидером на мировом рынке зерна

Россия, а ранее СССР, располагает огромной территорией, а вместе с ней и потенциалом для лидерства на аграрной арене. Несмотря на гигантские территории, агропромышленный бум и всецелую поддержку сельского хозяйства, в Советском Союзе сбор урожая был меньше, чем в современной России. Таких успехов удалось достичь благодаря грамотному подходу и правительственным реформам под руководством президента Владимира Путина. Рассказываем, как Россия сумела наверстать упущенное в 90-х годах и выйти в лидеры мирового рынка агропромышленной продукции.

От «привилегии» к доступности: как в России повышают авиационную мобильность граждан?

90-е. Быстрые путешествия через нашу огромную страну в те годы становились всё менее и менее доступны её жителям. Самый подходящий транспорт для столь больших расстояний — самолёт — постепенно переставал быть привычным и удобным способом передвижения. Доходы населения падали, цены билетов — росли. Ветшающий авиапарк частные компании, на которые распался гигант «Аэрофлот», пытались заменить б/у лайнерами из-за рубежа: собственное авиастроение стало попросту нерентабельным. Аэропорты по всей стране стремительно закрывались. Люди массово пересели на поезда. Казалось, что из такой глубокой ямы гражданская авиация страны уже не выберется. Но на стыке веков произошёл перелом. Постепенно в России объёмы перевозок пассажиров самолётами стали расти, побили рекорд советских времён и устремились выше. Кроме того, страна вернулась к производству собственных самолётов. Как всё это происходило — расскажем в нашем материале.

Машины, которые спасают жизни. Современные и уникальные вертолеты России.

Пробраться в самое недоступное место, спасти человеческую жизнь, потушить пожар и перевезти десятки тонн груза. Всё это могут делать российские вертолёты. У нас производят винтокрылые машины любого назначения. Создание многих из них — одна из первоочередных задач государства и включена в национальные проекты. Около восьми тысяч вертолётов отечественного производства используют более чем в ста странах мира. В этом материале мы расскажем о лучших и уникальных машинах, которые уже стоят на страже благополучия страны, а также о тех, которые появятся в ближайшее время.

Вертолеты России: уникальные машины для любых задач

Российское вертолетостроение сегодня — одна из передовых сфер отечественной промышленности. Машины, создаваемые в нашей стране, востребованы по всему миру: они могут добраться в самое недоступное место, чтобы спасти человеческую жизнь, потушить пожар и перевезти десятки тонн груза. Сейчас более 8 тысяч российских вертолетов эксплуатируются в 100 странах. Они производятся для самых разных задач, а работа по созданию многих из них ведется в рамках национальных проектов. Рассказываем об уникальных и лучших в мире отечественных машинах.

Большое будущее микроэлектроники: как российский хайтек стал одним из самых быстрорастущих в мире?

Электроника в России не только является важнейшим элементом технологического суверенитета, но и исторически снискала народную любовь. В Советском Союзе возникло целое массовое движение радиолюбителей и конструкторов, которые своими руками создавали незамысловатые приборы для повседневного быта. С распадом СССР рынок быстро заполонили импортные разработки, а внутреннее производство пришло в упадок и едва не исчезло. Ситуация стала меняться в 2000-х, сегодня российский рынок микроэлектроники уже растет вдвое быстрее мирового, а еще через несколько лет наша страна будет производить 70% оборудования и материалов, что называется, своими силами.

Научная фантастика или реальность? Новейшие разработки, суперстройки и мегапроекты России.

Проникнуть в вещество глубже, чем любой микроскоп, использовать передвижные атомные реакторы для обогрева и строить заводы на заводе. Всё это в России возможно уже сейчас. Благодаря нацпроектам отечественные учёные делают то, что современному человеку может показаться сошедшим со страниц научно-фантастических романов. О новейших разработках, которые в России уже стали реальностью, этот материал.

Сотни новых технопарков, экономических зон и промышленных кластеров: как проходит новая индустриализация России?

Россия в последние годы сделала огромный шаг в индустриализации - в стране создают технопарки, особые экономические зоны (ОЭЗ), промышленные кластеры и многое другое. Они позволяют не только развивать бизнес и экономику, но и вносят неоспоримый вклад в экономическое и технологическое развитие страны. А ведь всего этого могло и не произойти, особенно после развала Советского Союза и утраты почти половины промышленных предприятий. В 1990-е годы многие боялись, что бизнес отберет либо царивший в те времена криминал, либо олигархи. Сегодня разгул преступности и олигархии прекращен, а государство стало вносить огромный вклад в развитие промышленности, в том числе с помощью создания механизмов поддержки и грантов. Сейчас промышленность в России превратилась в мощную и стабильную отрасль и настоящую гордость страны, но для этого государству пришлось пройти длинный путь.

Работа для робота: как Россия возродила самую технологичную индустрию и сделала ее передовой

История внедрения промышленных роботов на территории России берет начало еще с 70-х годов ХХ века, тогда же в стране делались первые шаги к глобальной автоматизации производства. Но после развала Советского Союза российский рынок промышленных роботов не получил широкого распространения. В первую очередь из-за экономических и технических причин: недостаток финансирования и высокой стоимости оборудования, а также недостаточная квалификация персонала ограничивали развитие отрасли. Ситуация начала меняться в начале 2000-х годов, и главную роль в этом сыграла поддержка государства. Тогда же начали появляться и отечественные производители. Читайте, как Россия смогла нарастить потенциал строительства промышленных роботов и какие новые вызовы стоят перед отечественной отраслью.

Российское ПО готовится конкурировать с зарубежными аналогами

Россия — одна из немногих стран, где есть свои конкурентоспособные цифровые продукты: это известные на весь мир антивирусные программы, социальные сети, голосовые помощники, корпоративные приложения и не только. С уходом некоторых зарубежных IT-компаний в стране стали чаще обсуждать отечественное ПО. Есть ли шанс у российских программ и приложений стать достойной альтернативой зарубежным аналогам?

Активное долголетие: как Россия добилась неуклонного роста продолжительности жизни?

За последнее столетие Россия пережила множество глобальных кризисов, повлиявших на качество и продолжительность жизни людей. Если в начале ХХ века в нашей стране люди жили в среднем около 43 лет, то к началу 90-х годов этот показатель вырос почти до 70 лет. С распадом СССР жизнь россиян существенно изменилась, что также выразилось в ее качестве и продолжительности, в среднем в 90-е годы, по данным Росстата, опустившись до отметки примерно в 67 лет, а к началу 2000-х годов и вовсе до 65 лет. Ситуация значительно улучшилась уже к 2012 году, и за последние 12 лет в России этот показатель ни разу не опустился ниже 70 лет. Теперь он достиг уже около 73,5 лет, а к 2030-му поднимется до рекордных 78-ми. В этом материале мы расскажем, как наша страна добилась высокого роста долголетия граждан и какие улучшения ожидаются уже в ближайшие годы.

Строительные рекорды — каждый год: как Россия улучшает жилищные условия своих граждан?

Строительная отрасль России остается двигателем экономики страны, обеспечивая жильем и рабочими местами десятки миллионов человек ежегодно. Сейчас строительство в РФ активно развивается: наращиваются объемы работ, активно внедряются отечественные технологии и модернизируется оборудование — но так было не всегда. Каких-то 30 лет назад, с распадом СССР, строительная отрасль в России также оказалась на грани развала: замороженные объекты, миллионы дольщиков и нехватка рабочих рук едва не оставили страну без одной из ключевых отраслей экономики. Кризис закончился с наступлением «нулевых», а теперь Россия год за годом ставит исторические рекорды по вводу жилья. Как это удалось — расскажем в нашем материале.

Станкостроение в России — основа промышленной отрасли

Станкостроение часто называют лакмусовой бумажкой не только промышленности, но и всей экономики. Без станков ни самолет не полетит, ни корабль не поплывет, даже молоток не сделать. Станки как раз и являются таким средством, фундаментом любой промышленности. О том, как обстоят дела со станкостроением в России — читайте в этом материале.

На смену разрухе — лазеры и протонные излучатели. Как в России обновляют медицинское оборудование

В 1990-е годы в России, пожалуй, не было отрасли, по которой не был бы нанесён экономический удар. Система здравоохранения — не исключение. В стране сложилась сложнейшая ситуация с обеспечением медицинским оборудованием. Профильная российская промышленность была практически уничтожена, не хватало денег не только на технику, но даже на содержание корпусов медицинских научных институтов и центров. Под вопросом оказалось само существование таких специализированных отраслей, как сосудистая хирургия, кардиохирургия, нейрохирургия: ведущие отечественные специалисты уезжали за границу — в Израиль, Германию и США, где было соответствующее оборудование и высокая зарплата. Низкое качество медуслуг вместе с потрясениями во всех сферах жизни привели к росту смертности. Поменять ситуацию удалось с началом нового века. И сейчас России есть чем гордиться. Как к этому пришли — расскажем в нашем материале.

Высокотехнологично и точно: больницы России оснащены современным оборудованием

Доля отечественного оборудования в российских клиниках, больницах и поликлиниках к 2024 году вырастет до 50%, а к 2030 году лечебные учреждения на 80% будут оснащены исключительно российской техникой, рассказали в Минпромтороге.

На фармрынке всё спокойно: россиянам не грозит дефицит лекарств

Волнения вокруг фармацевтического рынка России в условиях санкций — объяснимы: затрагивается важнейшая тема здоровья людей. Что сейчас происходит с наличием лекарств для лечения тяжелых заболеваний, и правда ли, что импортные препараты, которые пока не производят в стране, ушли с прилавков аптек?

От полной зависимости к технологическому суверенитету. Как Россия возродила фармацевтическую отрасль

К рубежу XX-XXI веков фармацевтическая отрасль России подошла, находясь в глубоком кризисе. Многие производства были разрушены или работали на минимальных мощностях. Оборудование устарело, как снежный ком нарастало технологическое отставание. Большинство препаратов ввозилось из-за рубежа. Научные исследования и разработки практически не финансировались. А нехватка лекарств в стационарах достигала 70%. Но в новом веке ситуация изменилась кардинально. Уже сейчас 75% жизненно важных лекарственных препаратов в стране — отечественного производства. Как этого удалось достичь, расскажем в нашем материале.

Лазеры, ядерная физика и роботы — на страже нашего здоровья. Россия создает передовое медицинское оборудование

Российская медицина становится все более наукоемкой и технологичной. В этом году особенно остро встал вопрос об обеспечении независимости нашего здравоохранения от внешних факторов и ускорился переход на отечественное оборудование. Благодаря нацпроектам «Наука» и «Здравоохранение» новейшие разработки встают на стражу здоровья наших граждан. О наиболее интересных и значимых расскажем в этом материале.

Сделано в России: мобильные приложения и платежи

Западные антироссийские санкции бросили серьезный вызов отечественным разработчикам программного обеспечения практически во всех направлениях. Российские пользователи столкнулись со сложностями в использовании ряда популярных иностранных сервисов и приложений. Давайте оценим на что способно отечественное IT. Каких результатов добились российские программисты в современных реалиях на пути импортозамещения. И к чему стоит готовиться российскому пользователю ПО в ближайшем будущем.

Уверенное настоящее и большое будущее. Как в России создали одну из лучших в мире систем поддержки семей с детьми

90-е. Это было, пожалуй, сложнейшее время для родителей маленьких россиян. О нормальной поддержке семей с детьми в условиях тотального дефицита и безденежья говорить не приходилось. Уровень детской медицины подкатился к самому краю пропасти. Детсады и школы также пребывали в разрухе, остро ощущалась нехватка педагогов всех уровней. Пособия и выплаты молодым мамам представляли собой настолько малые суммы, что реально поддержать были не способны. Рассчитывать приходилось лишь на себя. Потому брать на себя ответственность и рожать детей в столь непростое время решалось всё меньше семей. Это едва не обернулось настоящей катастрофой для страны. Но огромными усилиями ситуацию удалось переломить. И на сегодня в России выстроена одна из лучших в мире систем поддержки семей с детьми. Как это было – узнаете в нашем материале.

Передовые маркетплейсы, такси, интернет-банкинг и госуслуги: как Россия стала мировым лидером цифровых сервисов?

Россия за последние несколько лет вышла в лидеры среди всех стран мира по цифровым сервисам: доставка продуктов, одежды, техники, сервисы такси, интернет-банкинг. Если даже в начале 2010-х годов и тем более в 1990-2000-х годах заказать что-то в интернете было сродни лотереи — многим казалось, что обязательно обманут, а деньги уйдут в никуда, то сейчас надежность сервисов не вызывает сомнений. Аналогичная ситуация с такси: в 90-е и «нулевые» годы пассажиры порой вовсе не были уверены, что доедут до пункта назначения в целости и сохранности. Сейчас же сервис такси превратился комфортную и безопасную услугу. Тем не менее, к комфортной цифровой среде Россия прошла длинный путь, и сейчас наша страна может похвастать одним из самых современных цифровых рынков во всем мире.

От разрухи к рекордным мощностям: как Россия вернула статус великой морской державы

В 90-е годы XX века наша страна пережила сложный период, который оставил глубокий след в её истории. Экономика обрушилась почти по всем направлениям, перспективные проекты пришлось приостановить, а некоторые и вовсе забыть: Россия была сосредоточена на выживании. Одно из направлений, которое пострадало очень ощутимо — морские перевозки. Мощность портов упала в разы, обращаться приходилось к иностранным компаниям. Собственных транспортных судов становилось всё меньше. Более того, Северный морской путь — маршрут, который открывает огромные возможности для грузоперевозок и исследований в Арктике, наша страна едва не потеряла! Однако ситуация изменилась в начале 2000-х. Причём изменилась кардинально. Сейчас мощность портов удалось нарастить до рекордных показателей, а Северный морской путь — отстоять и превратить в важную транспортную артерию мирового значения. Как? Об этом наш материал.

«Мирный атом» России: как за 20 лет наша страна достигла глобального лидерства в ядерной энергетике и технологиях?

Атомная промышленность, которая очень активно развивалась в СССР, после развала Союза была в прямом смысле слова поставлена «на паузу». О развитии отрасли речи даже не шло, главным было — сохранить то, что осталось в наследство. Предприятия и институты, что готовили специалистов высшего класса, пришли в упадок, многие оказались на грани банкротства. Оборудование постепенно изнашивалось и приходило в негодность. К концу 90-х атомная промышленность России, которая еще недавно была мировым гегемоном, превратилась в упадочную отрасль. Но на рубеже тысячелетий ситуацию удалось переломить и запустить новый исторический виток, в котором Россия совершила настоящий прорыв в применении «мирного» атома. Всего за 20 лет в стране не только привели в порядок действующие АЭС, снабдили их дополнительными энергоблоками, но и построили две новых! Одна из которых — единственная в мире плавучая АЭС. Это позволило увеличить объемы вырабатываемой электроэнергии со 140 млрд кВт/ч в начале века до 223,3 млрд кВт/ч — более чем на 50%. Сейчас российская атомная энергетика вновь стала одной из лучших в мире и гордостью нашей страны. Как этого удалось добиться — расскажем в этом материале.

Робототехника по-нашему: как в России создают высокотехнологичные системы

Российские промышленные предприятия для создания продукции в основном использовали импортную робототехнику, но в условиях санкций компании все больше обращают внимание на отечественные разработки, которых в стране очень много. Подробнее о том, какие разработки российские компании могут предложить промышленникам прямо сейчас - читайте в этом материале.

Как промышленность России преодолела путь от кризиса к технологическому суверенитету

Промышленность в России, активно развивавшаяся на протяжении десятилетий в СССР, после распада Советского Союза оказалась если не на грани исчезновения, то точно в глубоком кризисе. Некогда лидерские мировые позиции серьезно пошатнулись уже в первые годы постсоветского периода. Только с 1991 по 1996 год промышленное производство в РФ сократилось в два раза. Здесь сказалось сразу несколько факторов: переход страны на новую экономическую модель, дефицит финансирования, отток и старение квалифицированных кадров, и, как следствие, серьезная нехватка специалистов, устаревшее оборудование, на котором производили не менее устаревшую продукцию. Чтобы восстановить промышленный потенциал и вернуть стране технологический суверенитет, возникла острая необходимость качественных реформ.

Производство протезов в России: отечественные технологии оказались доступнее, качественнее и надежнее.

Протезирование является одним из ключевых направлений в современной медицине. Успехи ученых за последние годы позволили искусственным частям тела стать не просто декоративным элементом, скрывающим те или иные повреждения, но и полноценно заменить конечности, позволяя человеку взаимодействовать с окружающей средой. О том, как в России делают протезы — от неподвижных до бионических — читайте в этом материале.

Комфорт и безопасность для пассажиров на высшем уровне. Как обновляют общественный транспорт в России?

В памяти многих россиян еще живы воспоминания о тащащихся по городским улицам и чадящих жирным чёрным дымом автобусах, троллейбусах с «ажурным» от ржавчины полом, трамваях, которые норовят развалиться от старости прямо на ходу. С таким общественным транспортом подошла наша страна к рубежу веков. В разрушительные 90-е эта отрасль, как и многие другие, едва не канула в лету. Но в 21-м веке подход к обеспечению жителей страны транспортными услугами кардинально поменялся. На смену ветхим машинам начали приходить новые, и всё чаще — отечественного производства. Появились различные программы господдержки, отдельное направление в национальном проекте. Перевозки становятся всё комфортнее и безопаснее. А в ближайшие годы общественный транспорт во всех регионах страны ждёт масштабное обновление. Как этого удается добиться — расскажем в нашем материале.

Комфорт и безопасность отечественного производства. Какие новинки общественного транспорта создают в России?

{news.map((el) => ( ))}

Локомотивы развития: железнодорожная промышленность готова к импортозамещению

Антироссийские санкции активизировали работу по импортозамещению, а также привлекли внимание широкой общественности к производственным мощностям страны. Как обстоят дела в железнодорожной сфере, которая способна снизить нагрузку с автомобильной и авиационной отраслей и нивелировать ограничения недружественных стран в логистике — читайте в этом материале.

Доступное жилье в России: из советских коммуналок – в собственные льготные квартиры

С распадом СССР в России первые годы в понимании людей сохранялся советский принцип получения квартир — «для нового жилья нужен стаж, а не деньги». И у многих попросту не было способа улучшить жилищные условия или просто переехать из коммуналки в собственное жилье. Разве что можно было купить квартиру за наличные либо вложиться в кооператив — ни то, ни другое не было доступно подавляющему большинству россиян. Среднестатистическая семья не могла купить даже «однушку», людям приходилось несколькими поколениями ютиться в квартирах, полученных в советское время. Не помогало и расширение рынка на фоне бума капитализма. Начать решать проблему удалось только в 2000-х годах с внедрением ипотечного механизма, который позволил российским семьям обычного достатка покупать новое жилье и становиться хозяевами своей судьбы. Для семей с детьми впервые начала действовать льготная ставка по ипотеке. Государство из года в год субсидирует ипотечные ставки на квартиры в новостройках. В результате в 2021 году в стране было выдано почти 2 миллиона ипотечных кредитов. А в 2022 году было введено порядка 100 миллионов квадратных метров жилья — рекорд за всю современную историю России.

Одной бедой меньше: как изменились дороги России за 20 лет и что их ждёт в будущем?

90-е. Беды на нашу страну сыплются одна за другой. Вместе с ними сыплется и транспортная инфраструктура. В эти годы всё население огромной страны убедилось, как, оказывается, быстро дороги приходят в негодность без должного к ним внимания. Да, казалось бы, строительство продолжалось, но при этом старые автодороги стремительно приходили в упадок, масштабные проекты были заморожены, а огромное количество городов, деревень и посёлков оставались без асфальта. Что уж говорить о скоростных магистралях, которых в стране просто катастрофически не хватало. Перемены пришли с наступлением XXI века. Сейчас наша страна может гордиться дорогами, транспортными развязками и масштабнейшими проектами, как, например, трассы «Амур», «Восток» или «Нева». Как удалось к этому прийти и что в ближайшие годы нас ожидает? Об этом наш материал.

Отказ от чужого, переход на своё: как Россия всего за 10 лет стала аграрной сверхдержавой?

2014-й. Год, который для многих отраслей экономики нашей страны стал переломным в части импортозамещения. Одна из главных — сельское хозяйство. В ответ на антироссийские санкции указом Президента в Россию был запрещён ввоз многих зарубежных продуктов. Это дало мощный толчок нашему аграрному сектору, отечественные предприятия серьезно нарастили производство и быстро заместили иностранные бренды. И вот результат — всего за 10 лет страна превратилась в настоящую аграрную сверхдержаву, которая обеспечивает и себя и десятки других государств мира. Как этого удалось достичь — расскажем в нашем материале.

От массовой «утечки мозгов» – к возрождению большой науки. Как в России поддерживают ученых и молодых исследователей?

90-е в нашей стране отразились на абсолютно всех отраслях и сферах жизни. Но, пожалуй, именно для науки стали настоящей катастрофой. Государственное финансирование отрасли было урезано до такой степени, что поставило научно-исследовательские институты на грань выживания. В новой рыночной экономике места науке не осталось, наступило время бизнеса во всех его не самых лучших проявлениях. Многие до сих пор помнят сформировавшийся тогда образ российского учёного — безденежного, голодного, зачастую безработного, поскольку ум его был попросту невостребован. А страна стала, казалось, безнадёжно отставать в развитии науки, отрасль деградировала. Лучшие умы разъезжались по другим странам, где их встречали с распростёртыми объятиями. Но переломить ситуацию удалось на стыке веков. И сейчас Россия вновь по праву может считаться лидером во многих направлениях большой науки. Создаются новые лаборатории, университеты, условия для развития молодых учёных. Как к этому пришли — расскажем в нашем материале.

От упадка к рекордной загрузке: как за 20 лет российский Севморпуть стал транспортной артерией мирового значения?

90-е. Страшное время для нашей страны. Экономика в упадке, некогда перспективные проекты забыты или заморожены, Россия сосредоточена на выживании. Под удар попал и Северный морской путь — проект, который открывает огромные возможности как для грузоперевозок, так и для изучения Арктики. От рекордных грузоперевозок не осталось и следа — они упали в разы. Более того, в те самые 90-е Севморпуть едва не ушёл из-под контроля нашей страны: на него активно претендовали Япония и Норвегия под руководством США. Но всё изменилось в самом начале двухтысячных. Севморпуть не только отстояли, но и превратили в российскую транспортную артерию мирового значения. Как удалось этого добиться? Расскажем в нашем материале.

От простоя и закрытия верфей к суперсовременным круизным лайнерам. Как Россия возродила собственное судостроение?

К девяностым годам прошлого века наша страна подошла с мощнейшей судостроительной отраслью, одной из лучших в мире. Но смутные постперестроечные годы затронули и ее. Резкое сокращение заказов на строительство военных кораблей и гражданских судов привело к тяжелейшему финансовому положению абсолютного большинства судостроительных заводов. Некоторые остановились. Большинство приватизированных средних и малых судостроительных предприятий оказались на грани закрытия. А многие и за ней. Отрасль была почти полностью разрушена. Но даже после такого упадка стране удалось не просто возродить, а фактически создать новую современную отрасль судостроения. Гигантские газовозы, танкеры и сухогрузы, новейшие рыболовецкие суда и уникальные отечественные круизные лайнеры — это сегодняшняя реальность для России. Как такое стало возможно?

От танкера до ледокола: Россия развивает гражданский флот

Лучшие ледоколы мира, гигантские танкеры, уникальные научно-исследовательские суда и комфортабельные круизные теплоходы. Россия с недавних пор самостоятельно обеспечивает себя гражданскими кораблями любого назначения. Отказаться от импорта и перейти на своё помогают профильные нацпроекты. Самые интересные новинки и разработки гражданского судостроения страны — в этом материале.

Почему сегодня удачное время, чтобы открыть свое дело в России

Число занятых в малом и среднем бизнесе (МСБ) в России в 2022 году продолжает расти, несмотря на усиление санкций: по последней информации правительства, в марте в МСБ было занято более 26 миллиона человек, а согласно единому реестру МСБ, в России действуют свыше 6 миллионов субъектов предпринимательства.

Поставки продолжаются: Россия полностью обеспечена всеми лекарствами

Доступ к необходимым лекарствам, медицинским изделиям и оборудованию в организациях здравоохранения и аптеках России стал самым чувствительным вопросом для жителей страны в условиях санкционной повестки. Рассказываем, как обстоят дела в медицинской и фармацевтической отрасли, существует ли повод для беспокойства и какие сферы сейчас требуют повышенного внимания государства.

От затопления «Мира» к Российской орбитальной станции будущего. Как наша страна спасла свою космическую отрасль?

В конце 20-го века многие пророчили для России конец космической эпохи. Стране, которая первой в мире отправила спутник и человека в космос, чей космонавт первый за всю историю вышел в безвоздушное пространство, чьи разработки на голову опережали остальных! Все эти успехи постепенно отдалялись, уходя в далёкое прошлое, а реальность 90-х выдавливала из космической отрасли остатки великого наследия. Недостаточное финансирование, старение кадров, жесткий недостаток высококвалифицированных сотрудников, износ оборудования – всё это сопутствовало периоду на стыке веков. Кульминацией стало вынужденное решение - затопить собственную орбитальную станцию «Мир», которая к тому времени безнадёжно устарела… Но упадок удалось преодолеть. Свои исследования российские учёные продолжили на МКС, впервые за 70 лет Россия отправила научные комплексы к Венере и Марсу. А теперь близка к созданию новой, собственной современной орбитальной станции. Но что происходило до этого? Мы расскажем.

Быстрее ветра: как за 20 лет в России изменились путешествия по железной дороге и что их ждёт в будущем?

Путешествие по железной дороге в России в 90-х годах прошлого столетия было тем ещё приключением. Вагоны — старые, локомотивы и того старше, постоянно требующие ремонта. Обшарпанные жёсткие полки, неприятные запахи, въевшиеся в стены. Очереди в туалеты, которые закрыты в санитарных зонах. В пригородных поездах ситуация похожая, если не хуже. Деревянные лавки электричек, прокуренные тамбуры, гремящие переходы, проржавевшие стенки и прогнившие оконные рамы. Всё это до сих пор помнят многие россияне. Тем ярче контраст с тем, как всё изменилось. Сейчас железнодорожные путешествия в России стали комфортными и безопасными. А в ближайшем будущем станут ещё и очень быстрыми. Как получилось этого добиться? Расскажем в этом материале.

Технопарки форсируют импортозамещение в России

Новый виток санкций вызвал в российском обществе широкую дискуссию о перспективах отечественной промышленности и развитии высокотехнологичного производства. О том, как технопарки стали местом сосредоточения перспективных технологий для различных отраслей экономики и, вероятно, в свете последних событий станут центром для разработок проектов по импортозамещению — читайте в этой статье.

Когда работа – неотъемлемое право. Как за 20 лет Россия справилась с безработицей и защитила трудовые права граждан?

Настоящим бичом 90-х с уверенностью можно назвать безработицу. Именно в эти годы в России она обрела невиданные масштабы. Работы люди лишались в одночасье. Причины банальны — предприятия разваливались на глазах, а те, что еще удерживались на плаву, избавлялись от «экономически неэффективных мест». Повсеместно задерживалась или вовсе не выплачивалась заработная плата — выдавать ее продукцией стало нормой. Страну захлестнула волна забастовок и акций протеста. Вместе с тем жить в стране становилось попросту опасно — преступность росла, как на дрожжах. Все искали возможность заработать любыми способами. Даже те, кто имели хорошую работу, не имели никаких гарантий, что получат зарплату или не лишатся ее в тот же день. Но пришли другие времена, и в новом тысячелетии ситуацию удалось переломить. На сегодня в России — рекордно низкий за всю историю уровень безработицы. А в ближайшей перспективе — рекордно высокий рост зарплат. Как к этому удалось прийти, мы расскажем в этом материале.

Вредные привычки уходят в прошлое: как за 20 лет здоровый образ жизни набрал популярность в России?

Социальная напряженность, безысходность, неуверенность в завтрашнем дне в 90-е годы привели к тому, что россияне стали больше употреблять спиртное и курить. Курили и пили все и везде: зашкаливала смертность от суррогатного алкоголя, вредные привычки стали ключевым фактором преждевременной смертности мужского населения. Это стимулировалось огромным и неконтролируемым количеством «злачных» заведений — «разливаек», клубов, рюмочных. Бум потребления спиртного пришелся на конец 80-х — начало 90-х годов, однако уже в 2000-х ситуация стала меняться. В стране принят и действует закон о запрете рюмочных, ужесточены требования к ресторанам и кафе, осуществляющим продажу алкоголя. Введены строгие ограничения продажи сигарет и табакосодержащей продукции. Курить можно только в строго отведенных местах. Запрещена продажа алкоголя в ночное время. ЗОЖ стал модным, для занятий спортом и культурного досуга создано гораздо больше возможностей. За последние 20 лет потребление алкоголя в России сокращено более чем в 2 раза, табака - в 2,5 раза. Как Россия прошла путь от повсеместного пьянства и курения к здоровой нации, читайте в этом материале.