header-content-image
победы россии

Вертолеты России: уникальные машины для любых задач

Российское вертолетостроение сегодня — одна из передовых сфер отечественной промышленности. Машины, создаваемые в нашей стране, востребованы по всему миру: они могут добраться в самое недоступное место, чтобы спасти человеческую жизнь, потушить пожар и перевезти десятки тонн груза. Сейчас более 8 тысяч российских вертолетов эксплуатируются в 100 странах. Они производятся для самых разных задач, а работа по созданию многих из них ведется в рамках национальных проектов. Рассказываем об уникальных и лучших в мире отечественных машинах.


1

Возрождение вертолетостроения в России

С распадом СССР тяжелая промышленность России, как и многие другие сферы экономики, пришла в упадок. Многие заводы столкнулись с дефицитом кадров, мощностей, ресурсов, что поставило развитие отрасли под серьезную угрозу. Однако в ноябре 2004 года по указу Президента РФ Владимира Путина начались масштабные реформы, благодаря которым удалось объединить все основные конструкторские и производственные вертолетостроительные активы страны.

В 2000 году в России произвели только 38 гражданских вертолетов. Но уже к 2006 году ситуация серьезно изменилась: российские заводы сумели выпустить за год 74 машины.

Кроме того, активно внедряется беспилотная система вертолетного типа БАС-200. Она уже получила сертификат типа ограниченной категории — и стала первым в России сертифицированным гражданским беспилотником.

photo1

В соответствии с планами правительства до 2030 года выпуск отечественных вертолетов планируется увеличить еще на 30%. Речь о наиболее востребованных моделях: «Ансат» (201 штука) и Ми-8 в модификациях Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ (276 единиц) и других машинах.

Многоцелевые вертолеты

Первый в мире вертолет для тушения пожаров зимой

Вертолет Ка-32А11М — первый в мире, способный заниматься тушением пожаров зимой. Такие возможности появились благодаря уникальной отечественной системе, подогревающей устройства забора и слива воды, водяную пушку и емкости. Благодаря этой функции даже при температуре до минус 20 градусов вода не замерзает и можно бороться с пламенем в труднодоступных местах.

photo1
Первый вертолет для офшорных операций

Офшорный вертолет Ми-171А3 — аппарат для работы над морем, вдали от берегов. Используются они в основном для обслуживания морских буровых платформ. Отечественная машина — практически вездеход и обладает достаточными характеристиками, чтобы преодолевать шторм, снег или туман. Она также оснащена системой аварийного приводнения при высоте волны до 5 метров. Еще одно преимущество — его можно самостоятельно переоборудовать из поисково-спасательного в грузопассажирский.

photo2
Спасательный вертолет Ми-8 АТМ

Это современная модификация вертолета Ми-8, который разработали в советское время. Есть пассажирский вариант для комфортной перевозки 22 человек. Использовать машину можно и для перевозки грузов — их можно закрепить снаружи. Но главное достоинство именно этой модели — ее используют для проведения поисково-спасательных операций и эвакуации пострадавших. В санитарном варианте на борту можно перевезти до 12 носилок с пациентами.

photo3
Спасательный вертолет Ми-8МТВ-1

Еще одна модификация вертолета Ми-8, разработанная специально для работы в Арктике. Такие машины уже используются, к примеру, на службе МЧС. Вертолет обладает большей дальностью полета и способен преодолевать 760 километров без дополнительных баков.

photo4
Вертолет «Ансат»

«Ансат» — своеобразная летающая машина «скорой помощи». Первая модель, полностью сконструированная и построенная в современной России. Благодаря съемному оборудованию вертолет легко меняет свое назначение. А с 2020 года на «Ансаты» можно устанавливать неонатальные инкубаторы для новорожденных и инфекционный бокс для транспортировки пациентов с COVID-19.

photo5
Вертолет КА-226Т «Альпинист»

КА-226Т — многоцелевой вертолет с модульной архитектурой и большим потолком высоты, за что и получил прозвище «альпинист-трансформер» — идеальная машина для высокогорья. Летные испытания прошли в 2022 году, тогда же аппарат поступил в серию.

photo6
Легкий многоцелевой вертолет VRT500

Новинка российского вертолетостроения — легкая многоцелевая машина VRT500. На борту — один двигатель, соосная система расположения винтов и современный комплекс интерактивной авионики. Уникальная особенность — самая объемная в классе грузопассажирская кабина. Старт серийного производства ожидается уже в ближайшее время.

photo7
Вертолет тяжелого класса Ми-38

Ми-38 — единственный вертолет в России с грузоподъемностью до 15 тонн. Он занимает нишу между средним Ми-8 и тяжелым Ми-26. На счету этой машины — четыре мировых рекорда по высоте и скорости подъема с грузом и без. Может работать в условиях крайне низких температур. Авионика обеспечивает полеты днем и ночью, а также в сложных климатических условиях. А коллиматорная система синтетического видения на лобовом стекле обеспечивают пилотам режим «прозрачной кабины».

photo8

Перспективы отрасли

Одной из машин будущего станет вертолет Ка-62, который планируется ввести в эксплуатацию к 2025 году. Ка-62 стал первым вертолетом КБ Камова, спроектированным не по соосной, а по классической схеме — с основным и хвостовым винтами. Разработка вертолета началась в 1990 году, а прототип современной версии Ка-62 впервые поднялся в воздух в 2016 году. Согласно утвержденной правительством в июне 2022 года комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России, с 2025 по 2030 год планируется выпустить 90 вертолетов данного типа.

photo1

Исследования отечественных ученых позволили начать разработку ряда новых инновационных технологий, которые позволят вертолетам достичь немыслимых на сегодняшний день скоростей полета: порядка 600-700 километров в час. Одной из таких технологий является аппарат с останавливаемым винтом-крылом.

Несмотря на кажущуюся сложность такой машины, российские ученые детально проработали концепцию и уверены в возможности создания таких вертолетов.

Еще одно важное направление в развитии вертолетостроения будущего — экологичность и снижение уровня шума. Кроме того, на сегодняшний день в России уже разработаны уникальные технологии применения принципов сверхпроводимости в системах энергоснабжения и управления не только силовой установкой, но и трансмиссией перспективных летательных аппаратов. Их использование позволило существенно упростить и снизить массу главного, промежуточного и хвостового редукторов, трансмиссии и прочего. В особенности правительство России делает упор на восстановление вертолетостроения, едва не разрушенного в постсоветские годы.

Внедрение новых технологий в создаваемые в ближайшем будущем вертолеты позволит повысить их скорость, дальность полета и безопасность в 2-3 раза, а также значительно снизить стоимость эксплуатации и обеспечить выполнение перспективных экологических требований, уменьшив шумы и вредные выбросы в 3-5 раз.

0