header-content-image
импортозамещение

От танкера до ледокола: Россия развивает гражданский флот

Лучшие ледоколы мира, гигантские танкеры, уникальные научно-исследовательские суда и комфортабельные круизные теплоходы. Россия с недавних пор самостоятельно обеспечивает себя гражданскими кораблями любого назначения. Отказаться от импорта и перейти на своё помогают профильные нацпроекты. Самые интересные новинки и разработки гражданского судостроения страны — в этом материале.

Сквозь льды. Лучшие ледоколы на атомной тяге

Самый большой, самый мощный и самый быстрый в мировой истории. Именно такими словами можно описать российский ледокол «Арктика». Да, собственно, так его и описывают во всём мире. Для этого гиганта ледовых преград практически не существует — может взрезать ледяной покров до 3 метров толщиной. А на открытой воде развивает скорость до 40 километров в час. Способен в одиночку выполнять задачи, которые советские ледоколы (также считавшиеся лучшими в мире) выполняли парами. Сердце корабля — два атомных реактора.

ledokol1

Построили «Арктику» на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге. Там же на воду спустили еще два ледокола того же проекта «22220»: «Сибирь» и «Урал». Сейчас строят «Якутию» и «Чукотку».

А вишенкой на торте ледокольного флота России должен стать новейший корабль проекта «Лидер». Со стапелей Судостроительного комплекса «Звезда» от должен сойти в 2027 году. Сам ледокол получил название «Россия» и, по словам создателей, такого мир еще не видел. Обойдётся он государству более чем в 127 миллиардов рублей.

ledokol2
Главная задача ледокольного флота России — обеспечить прохождение кораблей через Северный морской путь в замерзающие порты страны и доставку углеводородной продукции на рынки Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас в составе флота 41 корабль.

Впервые за 60 лет. Новинки круизного судостроения

Впервые в современной истории России, да и в СССР такого не было, наша страна начала реализовывать масштабные проекты по созданию речных круизных теплоходов. Все подобные суда, что были и есть на речных маршрутах страны — переделанные иностранные корабли. Теперь появляются свои. Яркий пример — четырёхпалубный теплоход проекта PV300 «Мустай Карим». Он сошёл со стапелей верфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Для всей судостроительной отрасли это событие стало уникальным. Построили корабль по собственному проекту, что называется «с нуля».

kruiz1

Кстати, судно может работать не только на реке, но и в море: класс теплохода позволяет ему ходить при волне в 3 метра и в битом льду глубиной до 30 см. Но технические характеристики в этом случае не главное. Главное — что внутри лайнера. А там, по факту, пятизвёздочная гостиница. Всего на теплоходе четыре палубы, так вот три из них отданы под номера. Что кроме них? Естественно рестораны, бары, СПА-центр и конференц-залы.

kruiz1

В ближайшее время еще один российский круизный лайнер будет возить пассажиров по рекам и морям — теплоход «Пётр Великий», построенный на астраханском судозаводе «Лотос». А 23 сентября стало известно о распоряжении правительства страны о выделении 15 миллиардов рублей на закладку и начальный этап строительства еще 7-ми гражданских судов, среди них три круизных лайнера.

Научно-исследовательские корабли и недоступные ранее глубины

За последние годы страна сделала огромный шаг к покорению морских глубин. Благодаря нацпроекту «Наука» сейчас на Судостроительном комплексе «Звезда» строят два уникальных научно-исследовательских судна. Почему это глобальное событие для России? Потому что до этого НИС у нас в стране не проектировали вовсе. А делали их на верфях ГДР. Так что эти два корабля — российские «первенцы». Проект называется просто — «НИС 123». Создан ЦКБ «Лазурит».

Как утверждают эксперты, аналогов этим кораблям в мире нет. Сдать их планируют уже в 2024 году. Благодаря этим судам учёные смогут проводить практически любые виды исследований в акваториях Мирового океана. На борту — 11 научных лабораторий. Каждая из них размером с небольшую квартиру. Есть и две «мокрые» лаборатории — 55,4 и 79,3 кв. м. Корабли смогут работать даже в однолетних льдах.

science1

Суда получили названия в честь знаменитых российских учёных: «Виктор Ильичёв» и «Александр Лисицын». По нацпроекту «Наука» на оба НИС выделили более 28 миллиардов рублей.

С любым грузом по воде

Российский «зелёный» «супертанкер». Да, именно так прозвали новое судно типа «Афрамакс», которое построили на Судостроительном комплексе «Звезда». Точнее, на сегодня их уже два. Но первым стал гигант «Владимир Мономах». Почему он «зелёный»? Тут всё просто. Его главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе.

water1

Спуск этого судна на воду президент Владимир Путин назвал «реальной победой». «Владимир Мономах» предназначен для транспортировки сырой нефти и способен пройти через каналы и проливы, может работать в условиях Арктики. На судне — комфортные условия для экипажа: есть сауна, бассейн, спортзал, у каждого члена команды своя каюта с высокоскоростным Интернетом.

Всего на судостроительном комплексе должны построить 12 судов такого класса. Развитие флота отвечает целям национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».

Поймают, приготовят, заморозят. Что умеют российские рыболовецкие суда?

В последние годы в России произошёл настоящий «бум» рыбопромыслового судостроения. Десятки кораблей, больших и малых, сошли со стапелей верфей, еще больше строятся. Одним из самых масштабных реализованных проектов определённо стал супертраулер «Капитан Вдовиченко». Построили его на «Адмиралтейских верфях». А «супер» он потому, что может выходить на промысел в самые отдалённые от берега районы. И на борту у него две фабрики — рыбоперерабатывающая и рыбомукомольная.

fish1

Сейчас это одно из самых современных рыбопромысловых судов в мире. Предназначено для добычи сельди и минтая на восточном побережье России в Беринговом и Охотском морях. Траулер — первый из десяти кораблей этого проекта, которые в рамках госпрограммы инвестиционных квот корабелы строят на «Адмиралтейских верфях».

Абсолютное большинство описанных проектов стали реальностью благодаря национальным проектам и государственным программам.
0