header-content-image
успехи россии

От упадка к рекордной загрузке: как за 20 лет российский Севморпуть стал транспортной артерией мирового значения?

90-е. Страшное время для нашей страны. Экономика в упадке, некогда перспективные проекты забыты или заморожены, Россия сосредоточена на выживании. Под удар попал и Северный морской путь — проект, который открывает огромные возможности как для грузоперевозок, так и для изучения Арктики. От рекордных грузоперевозок не осталось и следа — они упали в разы. Более того, в те самые 90-е Севморпуть едва не ушёл из-под контроля нашей страны: на него активно претендовали Япония и Норвегия под руководством США. Но всё изменилось в самом начале двухтысячных. Севморпуть не только отстояли, но и превратили в российскую транспортную артерию мирового значения. Как удалось этого добиться? Расскажем в нашем материале.

90-е. Севморпуть выходит из-под контроля

Севморпуть очень активно осваивать стали во времена СССР, с развитием атомного ледокольного флота. Особенно учитывая, что Арктика стала ареной соперничества сверхдержав. Также СМП использовали для обеспечения арктических регионов товарами народного потребления и для вывоза добываемых минеральных природных ресурсов. Пик использования СМП пришёлся на 1987 год: по Северному морскому пути перевезли более 6,6 млн тонн грузов — абсолютный рекорд за все предыдущие годы. Вот только с этого времени развитие СМП пошло на спад. А к середине 90-х инфраструктура пришла в откровенный упадок, грузопоток сократился в разы.

photo1
photo2

Более того, в тех же 90-х Россия едва не потеряла Севморпуть. Его сделали доступным для компаний из Японии, Норвегии и США. Они платили нашей стране смешные деньги за беспрепятственный проход по СМП — порядка 60 тысяч долларов в год. А после и вовсе стали настаивать на передаче пути в международное пользование.

Интерес понятен: Севморпуть позволяет почти вдвое сократить время доставки грузов из Азии в Европу и обратно. Пример: по южным морям сухогруз из Японии в Норвегию проходит за 44 дня, а по Северному Морскому пути всего за 26 дней.

photo3

В случае, если бы наша страна поддалась на уговоры, то потеряла бы контроль над портами Нарьян-Мар, Диксон, Игарка, Тикси и Певек. А от акватории России могла остаться лишь экономическая зона в 12 миль шириной. Но тем не менее работа в этом направлении началась. Правда, сильно однобокая.

Точку в этом вопросе поставили в начале нового века, когда планировалось закрепить статус Севморпути. Россия остановила переход Северного Морского пути в международное подчинение.

Переломный период

Государство вновь проявляет интерес к Арктике и Северному морскому пути как ключевой морской артерии региона. Этот интерес обусловлен как внутренними, так и внешними причинами.

Во-первых, Арктика стала играть всё более важную роль в мировой политике и превратилась в значимый международный регион. Во-вторых, Россия претендует на расширение своего арктического континентального шельфа. В-третьих, возникла необходимость в разработке, добыче и транспортировке природных ресурсов в этом регионе, что потребовало развития коммуникаций, особенно Северного морского пути. Объём грузоперевозок по Севморпути неуклонно растёт. Советский рекорд побит уже к 2016 году — более 7 млн тонн грузов за год.

photo1

Поддержка и развитие СМП становится для России задачей национального масштаба. Летом 2012 года принят закон № 132-ФЗ о Северном Морском пути, который четко формализовал определение акватории СМП и разграничил полномочия в этой зоне. А в марте 2013-го по этому закону создан единый орган управления — Администрация Северного морского пути. Возобновляются регулярные океанографические исследования в пределах акватории СМП. В планах появляется создание круглогодичного транспортного коридора. Утверждён Комплексный проект развития Севморпути.

photo3
Для исследования Арктики и перевозки грузов в стране делают самые мощные в мире атомные ледоколы нового поколения. Вот примеры.
Атомный ледокол «Арктика»

Российский атомный ледокол проекта 22220 — головное судно этого проекта. Заложен в 2013 году. На воду спущен в 2016-м.

photo4

«Арктика» способна преодолевать льды толщиной до 2,8 м. Лёд такой толщины, как правило, многолетний, а он в разы прочнее однолетнего.

Вместе с «Арктикой» в строй встали ещё два новейших атомных ледокола этого проекта – «Сибирь» и «Урал». Вместе с ними арктические льды Севморпути рассекают «атомники» предыдущих поколений: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач».

Новые рекорды

Сейчас в России действует федеральный проект «Развитие Северного морского пути». Перевозка грузов в 2023 году побила все рекорды и составила 36,25 млн тонн за год. Для роста грузооборота по СМП строятся новые ледоколы и суда ледового класса. Вкладываются средства в развитие инфраструктуры СМП.

Планы на будущее

К 2035 году Северный морской путь будут обслуживать 18 ледоколов. Это обеспечит непрерывность и круглогодичность ледовой проводки. К 2030 году в акватории будут работать семь ледоколов серии 22220.

photo1

Для обеспечения безопасности мореплавания для работы по Севморпути строится 15 аварийно-спасательных судов, включая буксиры и многофункциональные суда разного направления и мощности.

Для вывоза грузовой базы, в том числе по СМП комплексом «Звезда» уже переданы заказчикам 5 нефтеналивных танкеров типа «Афрамакс». Законтрактовано еще 26 крупнотоннажных судов разного дедвейта и назначения. В планах загрузки верфи до 2037 года — 92 грузовых судна ледового класса, в их числе — контейнеровозы, балкеры, сухогрузы и танкеры.

0