От упадка к рекордной загрузке: как за 20 лет российский Севморпуть стал транспортной артерией мирового значения?
90-е. Севморпуть выходит из-под контроля
Севморпуть очень активно осваивать стали во времена СССР, с развитием атомного ледокольного флота. Особенно учитывая, что Арктика стала ареной соперничества сверхдержав. Также СМП использовали для обеспечения арктических регионов товарами народного потребления и для вывоза добываемых минеральных природных ресурсов. Пик использования СМП пришёлся на 1987 год: по Северному морскому пути перевезли более 6,6 млн тонн грузов — абсолютный рекорд за все предыдущие годы. Вот только с этого времени развитие СМП пошло на спад. А к середине 90-х инфраструктура пришла в откровенный упадок, грузопоток сократился в разы.


Более того, в тех же 90-х Россия едва не потеряла Севморпуть. Его сделали доступным для компаний из Японии, Норвегии и США. Они платили нашей стране смешные деньги за беспрепятственный проход по СМП — порядка 60 тысяч долларов в год. А после и вовсе стали настаивать на передаче пути в международное пользование.
Интерес понятен: Севморпуть позволяет почти вдвое сократить время доставки грузов из Азии в Европу и обратно. Пример: по южным морям сухогруз из Японии в Норвегию проходит за 44 дня, а по Северному Морскому пути всего за 26 дней.

В случае, если бы наша страна поддалась на уговоры, то потеряла бы контроль над портами Нарьян-Мар, Диксон, Игарка, Тикси и Певек. А от акватории России могла остаться лишь экономическая зона в 12 миль шириной. Но тем не менее работа в этом направлении началась. Правда, сильно однобокая.
С норвежской стороны партнёром выступал Институт Фритьофа Нансена, в работах приняли участие специалисты из Великобритании, США и Финляндии. Реализация INSOP проходила в два этапа, на первом этапе, 1993−1995 годы, проводились исследования «Природные условия и ледовая навигация», «Экологические факторы», «Торговые коммерческие аспекты судоходства», «Политические, правовые, стратегические факторы». Были опубликованы 166 отчётов, созданы базы данных географической информационной системы и экологический атлас Северного морского пути. Но за восемь лет, за исключением расходов японской и норвежской сторон собственно на программу, в СМП не было привлечено ни цента западных инвестиций.
Александр Сулейманов
Историк Севморпути
Точку в этом вопросе поставили в начале нового века, когда планировалось закрепить статус Севморпути. Россия остановила переход Северного Морского пути в международное подчинение.
Если наши предки дали нам в руки эти пространства, то мы должны, поблагодарив их за это, не разбазарить все, что было создано за эти столетия, а по‑хозяйски этим распорядиться. И не просто распорядиться, но выработать такие подходы и такую политику, которая позволила бы России эффективно использовать все, что есть на этих пространствах.
Владимир Путин
Сказал в 2000 году и. о. Президента РФ
Переломный период
Государство вновь проявляет интерес к Арктике и Северному морскому пути как ключевой морской артерии региона. Этот интерес обусловлен как внутренними, так и внешними причинами.
Во-первых, Арктика стала играть всё более важную роль в мировой политике и превратилась в значимый международный регион. Во-вторых, Россия претендует на расширение своего арктического континентального шельфа. В-третьих, возникла необходимость в разработке, добыче и транспортировке природных ресурсов в этом регионе, что потребовало развития коммуникаций, особенно Северного морского пути. Объём грузоперевозок по Севморпути неуклонно растёт. Советский рекорд побит уже к 2016 году — более 7 млн тонн грузов за год.

Поддержка и развитие СМП становится для России задачей национального масштаба. Летом 2012 года принят закон № 132-ФЗ о Северном Морском пути, который четко формализовал определение акватории СМП и разграничил полномочия в этой зоне. А в марте 2013-го по этому закону создан единый орган управления — Администрация Северного морского пути. Возобновляются регулярные океанографические исследования в пределах акватории СМП. В планах появляется создание круглогодичного транспортного коридора. Утверждён Комплексный проект развития Севморпути.

Он должен работать на реализацию наших уникальных транспортно-логистических преимуществ, приносить деньги в бюджет, естественно, и открывать дорогу к запасам полезных ископаемых и в Арктике, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, поэтому эта задача исключительно важна.
Дмитрий Медведев
Премьер-министр РФ в 2015 году
Атомный ледокол «Арктика»
Российский атомный ледокол проекта 22220 — головное судно этого проекта. Заложен в 2013 году. На воду спущен в 2016-м.

«Арктика» способна преодолевать льды толщиной до 2,8 м. Лёд такой толщины, как правило, многолетний, а он в разы прочнее однолетнего.
Вместе с «Арктикой» в строй встали ещё два новейших атомных ледокола этого проекта – «Сибирь» и «Урал». Вместе с ними арктические льды Севморпути рассекают «атомники» предыдущих поколений: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач».
Новые рекорды
Сейчас в России действует федеральный проект «Развитие Северного морского пути». Перевозка грузов в 2023 году побила все рекорды и составила 36,25 млн тонн за год. Для роста грузооборота по СМП строятся новые ледоколы и суда ледового класса. Вкладываются средства в развитие инфраструктуры СМП.
В целях обеспечения круглогодичной проводки Балтийский завод продолжает строительство серии атомных ледоколов мощностью 60 МВт. Следующий ледокол — «Якутия» — планируем сдать в конце текущего года. Еще три должны пополнить флот в период с 2026 по 2030 год. И, конечно, самый мощный ледокол, который сегодня строится на «Звезде», единственный в своем роде в мире, 120 МВт, — «Россия», который тоже должен быть построен ориентировочно к 2030 году.
Денис Мантуров
Первый заместитель председателя правительства РФ
Планы на будущее
К 2035 году Северный морской путь будут обслуживать 18 ледоколов. Это обеспечит непрерывность и круглогодичность ледовой проводки. К 2030 году в акватории будут работать семь ледоколов серии 22220.

Для наращивания строительства таких судов мы готовим к запуску новые современные производства. Одна из таких площадок — Онежский завод в Петрозаводске, где по поручению президента идет создание первой цифровой верфи. На ней будут использоваться высокоэффективные роботизированные технологии. Правительство выделило 2 млрд рублей на реализацию второй очереди проекта глубокой модернизации этого карельского предприятия, благодаря чему в ближайшие два года существенно расширятся его производственные возможности.
Михаил Мишустин
Председатель правительства РФ
Для обеспечения безопасности мореплавания для работы по Севморпути строится 15 аварийно-спасательных судов, включая буксиры и многофункциональные суда разного направления и мощности.
Для вывоза грузовой базы, в том числе по СМП комплексом «Звезда» уже переданы заказчикам 5 нефтеналивных танкеров типа «Афрамакс». Законтрактовано еще 26 крупнотоннажных судов разного дедвейта и назначения. В планах загрузки верфи до 2037 года — 92 грузовых судна ледового класса, в их числе — контейнеровозы, балкеры, сухогрузы и танкеры.
Важно как можно быстрее завершить работу по налаживанию собственного выпуска всего необходимого оборудования, ключевых узлов и агрегатов и достигнуть технологической независимости в этой сфере.
Михаил Мишустин
Председатель правительства РФ