Импортозамещение
От «привилегии» к доступности: как в России повышают авиационную мобильность граждан?
90-е. Небо — не для всех
В начале 1990-х годов новые власти страны приняли решение перевести авиационную отрасль на коммерческую основу. И решение это оказалось роковым. Отрасль не была готова к такому переходу и стала разрушаться на первых же этапах.
Простой план, по которому в условиях рыночной экономики должна была развиваться конкуренция между предприятиями различных форм собственности, потерпел неудачу. А результатом стало то, что отрасль попала в безжалостные руки разномастных дельцов — к концу 90-х в стране насчитывалось более 260 частных авиакомпаний. При этом привычная возможность без проблем добраться самолётом, например, из Москвы в Новосибирск, у людей практически пропала. Цены — поднялись, а вот авиалайнеры подниматься стали в воздух стали реже. Один за другим закрывались аэропорты. Всего за 9 лет их стало практически втрое меньше.


Часть аэропортов и аэровокзалов, которые остались после распада СССР, находились в плачевном состоянии. Особенно сильно пострадали небольшие региональные и междугородние аэропорты. В условиях рыночной экономики у них не было шансов на выживание.
Кроме того, самолёты — всё то же наследство Союза, устаревали, а им на смену приходили такие же далеко не новые зарубежные модели.
Итог закономерен: всего за 10 лет пассажирские авиаперевозки в России упали почти в 4 раза.

Новый век — новый подход
Перелом ситуации произошёл на стыке веков. Вопрос возрождения авиапрома был поднят в 2001 году. Тогда же была принята федеральная программа развития гражданской авиации, в которой была предусмотрена поддержка одного важного проекта — создания регионального самолета Sukhoi Superjet 100. Это открыло новую страницу в истории российского гражданского авиапрома.
Российский авиатранспортный рынок вступил в стадию устойчивого роста. Этому, в первую очередь, способствовал подъем экономики и рост доходов населения России. В 2001 – 2005 гг. средний годовой прирост пассажирских перевозок составил 10%.

В 2004 году в России создают Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация». Тем временем количество зарегистрированных авиакомпаний уменьшается. К концу пятилетия их осталось 182. При этом большинство перевозок осуществляет пятерка крупнейших. Но делают они это преимущественно на импортном авиапарке.
Тем временем работа над созданием собственных авиалайнеров продолжается. А в 2006 году в России появляется «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК). Она была создана указом Президента страны Владимира Путина. Её задачей стал сбор разрозненных активов под одним «флагом». В состав тогда вошли основные разработчики и производители авиационной техники, а к 2010-му ОАК собрала порядка 80% всех авиационных активов России. В этом же году количество перевезённых авиатранспортом пассажиров перевалило за 58 миллионов.

Быстро, доступно, на своих
К тому моменту некоторые разработки уже входят в завершающую стадию. Речь, например, о создании того самого регионального авиалайнера «Сухой Суперджет — 100». В 2011 году первый самолёт был передан армянской авиакомпании «Армавиа». Сейчас только в России используется 170 таких лайнеров. Всего же за столь короткий период их произвели 213 штук.

Чтобы сделать авиаперевозки более доступными для россиян, государство вводит меры поддержки.

А дальнейшее развитие собственного производства значительно подстегнули санкции.
Главной целью для российского авиастроения сейчас становится максимально полное импортозамещение всех систем и агрегатов. Существующие производственные мощности позволяют нарастить производство самолетов «Суперджет-100».
Денис Мантуров
Министр промышленности и торговли России (2012-2024 гг.)
Начала своё действие Государственная программа «Развитие авиационной промышленности» с подпрограммой №1 «Самолётостроение». Набрали обороты масштабные программы по обеспечению импортозамещения. Эта задача прописана в Федеральном законе «О государственном регулировании развития авиации».
На сегодня к завершению подходят работы по созданию новой версии «Сухой Суперджет — 100». Главное отличие — максимальное импортозамещение зарубежных комплектующих. В том числе двигателя — в этом самолёте иностранную силовую установку заменит отечественный ПД-8. По словам главы Минпромторга России Антона Алиханова, первый полёт должен состояться в 2025 году.

Также завершаются работы над отечественным среднемагистральным пассажирским самолетом МС-21. Он ориентирован на наиболее востребованный и в России, и в мире сегмент рынка пассажирских перевозок. Его вместимость в различных компоновках — от 163 до 211 пассажиров.

Авиасудно уже проходит интенсивные сертификационные испытания с новым российским двигателем ПД-14, совершая до четырех полетов в неделю. Параллельно для авиалайнера разрабатывают остальные отечественные компоненты. К серийному выпуску самолёта планируют приступить в 2025 году.
Мы развиваем и аэродромную инфраструктуру: взлётно-посадочные полосы, пункты связи, метеорологические станции, оборудование. За шесть лет в России были введены в эксплуатацию 33 таких объекта, в том числе 19 взлётно-посадочных полос. До конца текущего года будет введено в эксплуатацию ещё 13 объектов.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
В результате неуклонно растёт и пассажиропоток. В 2023 году он превысил 105 миллионов человек.

А чтобы билеты на самолёт были доступны для россиян по цене, также введён ряд государственных мер. Например, субсидирование региональных перевозок.
«Полёт» в 2030-й
За 6 лет в России построят порядка 600 полностью отечественных авиалайнеров. В целом же к 2030-му году доля российских самолётов в авиапарке нашей страны составит 50%. А авиаперелёты станут ещё более доступными для граждан России.

Нужно повысить так называемую авиационную мобильность граждан, к 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в полтора раза к уровню прошлого года. Для этого планируем ускорить и развитие внутри- и межрегионального воздушного сообщения. И здесь перед Правительством стоит конкретная задача: за шесть лет провести модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов — это больше трети аэропортовой сети России. Направим на эти цели не менее 250 миллиардов рублей. Это будет прямое бюджетное финансирование.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации