header-content-image
успехи россии

От «привилегии» к доступности: как в России повышают авиационную мобильность граждан?

90-е. Быстрые путешествия через нашу огромную страну в те годы становились всё менее и менее доступны её жителям. Самый подходящий транспорт для столь больших расстояний — самолёт — постепенно переставал быть привычным и удобным способом передвижения. Доходы населения падали, цены билетов — росли. Ветшающий авиапарк частные компании, на которые распался гигант «Аэрофлот», пытались заменить б/у лайнерами из-за рубежа: собственное авиастроение стало попросту нерентабельным. Аэропорты по всей стране стремительно закрывались. Люди массово пересели на поезда. Казалось, что из такой глубокой ямы гражданская авиация страны уже не выберется. Но на стыке веков произошёл перелом. Постепенно в России объёмы перевозок пассажиров самолётами стали расти, побили рекорд советских времён и устремились выше. Кроме того, страна вернулась к производству собственных самолётов. Как всё это происходило — расскажем в нашем материале.

90-е. Небо — не для всех

В начале 1990-х годов новые власти страны приняли решение перевести авиационную отрасль на коммерческую основу. И решение это оказалось роковым. Отрасль не была готова к такому переходу и стала разрушаться на первых же этапах.

Простой план, по которому в условиях рыночной экономики должна была развиваться конкуренция между предприятиями различных форм собственности, потерпел неудачу. А результатом стало то, что отрасль попала в безжалостные руки разномастных дельцов — к концу 90-х в стране насчитывалось более 260 частных авиакомпаний. При этом привычная возможность без проблем добраться самолётом, например, из Москвы в Новосибирск, у людей практически пропала. Цены — поднялись, а вот авиалайнеры подниматься стали в воздух стали реже. Один за другим закрывались аэропорты. Всего за 9 лет их стало практически втрое меньше.

photo1
photo2

Часть аэропортов и аэровокзалов, которые остались после распада СССР, находились в плачевном состоянии. Особенно сильно пострадали небольшие региональные и междугородние аэропорты. В условиях рыночной экономики у них не было шансов на выживание.

Кроме того, самолёты — всё то же наследство Союза, устаревали, а им на смену приходили такие же далеко не новые зарубежные модели.

Итог закономерен: всего за 10 лет пассажирские авиаперевозки в России упали почти в 4 раза.

photo3

Новый век — новый подход

Перелом ситуации произошёл на стыке веков. Вопрос возрождения авиапрома был поднят в 2001 году. Тогда же была принята федеральная программа развития гражданской авиации, в которой была предусмотрена поддержка одного важного проекта — создания регионального самолета Sukhoi Superjet 100. Это открыло новую страницу в истории российского гражданского авиапрома.

Российский авиатранспортный рынок вступил в стадию устойчивого роста. Этому, в первую очередь, способствовал подъем экономики и рост доходов населения России. В 2001 – 2005 гг. средний годовой прирост пассажирских перевозок составил 10%.

photo1

В 2004 году в России создают Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация». Тем временем количество зарегистрированных авиакомпаний уменьшается. К концу пятилетия их осталось 182. При этом большинство перевозок осуществляет пятерка крупнейших. Но делают они это преимущественно на импортном авиапарке.

Тем временем работа над созданием собственных авиалайнеров продолжается. А в 2006 году в России появляется «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК). Она была создана указом Президента страны Владимира Путина. Её задачей стал сбор разрозненных активов под одним «флагом». В состав тогда вошли основные разработчики и производители авиационной техники, а к 2010-му ОАК собрала порядка 80% всех авиационных активов России. В этом же году количество перевезённых авиатранспортом пассажиров перевалило за 58 миллионов.

photo2

Быстро, доступно, на своих

К тому моменту некоторые разработки уже входят в завершающую стадию. Речь, например, о создании того самого регионального авиалайнера «Сухой Суперджет — 100». В 2011 году первый самолёт был передан армянской авиакомпании «Армавиа». Сейчас только в России используется 170 таких лайнеров. Всего же за столь короткий период их произвели 213 штук.

photo1

Чтобы сделать авиаперевозки более доступными для россиян, государство вводит меры поддержки.

photo3

А дальнейшее развитие собственного производства значительно подстегнули санкции.

Начала своё действие Государственная программа «Развитие авиационной промышленности» с подпрограммой №1 «Самолётостроение». Набрали обороты масштабные программы по обеспечению импортозамещения. Эта задача прописана в Федеральном законе «О государственном регулировании развития авиации».

На сегодня к завершению подходят работы по созданию новой версии «Сухой Суперджет — 100». Главное отличие — максимальное импортозамещение зарубежных комплектующих. В том числе двигателя — в этом самолёте иностранную силовую установку заменит отечественный ПД-8. По словам главы Минпромторга России Антона Алиханова, первый полёт должен состояться в 2025 году.

photo4

Также завершаются работы над отечественным среднемагистральным пассажирским самолетом МС-21. Он ориентирован на наиболее востребованный и в России, и в мире сегмент рынка пассажирских перевозок. Его вместимость в различных компоновках — от 163 до 211 пассажиров.

photo5

Авиасудно уже проходит интенсивные сертификационные испытания с новым российским двигателем ПД-14, совершая до четырех полетов в неделю. Параллельно для авиалайнера разрабатывают остальные отечественные компоненты. К серийному выпуску самолёта планируют приступить в 2025 году.

В результате неуклонно растёт и пассажиропоток. В 2023 году он превысил 105 миллионов человек.

photo6

А чтобы билеты на самолёт были доступны для россиян по цене, также введён ряд государственных мер. Например, субсидирование региональных перевозок.

«Полёт» в 2030-й

За 6 лет в России построят порядка 600 полностью отечественных авиалайнеров. В целом же к 2030-му году доля российских самолётов в авиапарке нашей страны составит 50%. А авиаперелёты станут ещё более доступными для граждан России.

photo1

Больше новостей

Импортозамещение

Кабель повышенной безопасности для школ и поликлиник создали в Москве

1278

Импортозамещение

Индустриальный парк «Руднево» создаст 6 тысяч рабочих мест для импортозамещения

2154

Импортозамещение

Компания в Москве вложила более 200 млн в импортозамещающее производство труб

3825