Одной бедой меньше: как изменились дороги России за 20 лет и что их ждёт в будущем?
90-е — эпоха разрушений
Ни для кого не секрет, что 90-е наша страна пережила с огромным трудом. Еще большего труда стоило справиться с последствиями тех лет. Ведь, например, транспортная инфраструктура к концу века пребывала в ужасающем состоянии, ее износ составлял 80%! Даже в газетах, в сводках ДТП, отдельной строкой отмечали «аварии из-за плохих дорог».
Опорной сети автодорог попросту не существовало. Они были разрознены. А с середины 90-х субъектам РФ и муниципальным образованиям передали свыше 60 тысяч километров ведомственных дорог, состояние которых тоже оставляло желать лучшего.


Всего за пять лет, с конца 1995 по 2000 год, общая протяженность автомобильных дорог России уменьшилась больше чем на 40 тысяч километров.
К 2000 году в России было лишь 365 километров скоростных автомагистралей. Среди них Московская кольцевая автодорога, шоссе Москва — Тула и Москва — Волоколамск. Последние построены были еще к Московской Олимпиаде.
Но всё меняется с началом XXI века.
Смена приоритетов
Тут сразу можно начать с цифр. А именно — с роста протяжённости автодорог общего пользования на 139% всего за 13 лет.

Вместе с дорогами активно начали строить или достраивать и необходимые объекты инфраструктуры: мосты, развязки. Так, например, одним из самых заметных таких объектов, который построили в «нулевые» не в столице и не в нефтяных регионах, стал мост через Волгу в Ульяновске, который назвали Президентским. Проектные работы по нему начались еще в 1980 году, стройка стартовала в 1986-м, в 1995-м ее «заморозили». Достраивать начали в 2002-м и добились своего — запустили движение по мосту к 2009 году. Президентским назвали потому, что на открытие приехали главы двух государств — России и Азербайджана.

Начиная с 2007 года, с принятия федерального закона об автомобильных дорогах, ведётся последовательная работа по развитию дорожной сети. Был восстановлен институт дорожных фондов, это позволило выстроить планирование дорожной отрасли.
Марат Хуснуллин
Заместитель Председателя Правительства России
А в 2016 году появляется важнейший приоритетный проект «Безопасные качественные дороги». Через два года он вырастает в одноимённый Национальный проект. Его реализация началась в 2018 году и продолжается по сей день. В его рамках не только строят и приводят в порядок автодороги, но и создают соответствующую инфраструктуру.

В итоге только за 2023 год в России построили, реконструировали и привели в порядок более 31 тысячи километров дорог. А протяжённость скоростных автомагистралей в стране за 20 лет выросла более чем в 16 раз.


Вот примеры крупнейших проектов по строительству скоростных автомагистралей.
Ровные, безопасные, на тысячи километров

Распоряжение о ее строительстве Совет Министров СССР выпустил еще в 1966 году.
Больше 2 тысяч километров дорожного полотна необходимо было проложить по тяжёлым грунтам многолетней мерзлоты и труднодоступным горным районам. Стройка началась в 1978 году. К 1998 году построено было меньше половины — всего 605 километров. К этому времени в негодность пришла уже часть ранее построенной магистрали. В июне 2000 года только что избранный Президентом России Владимир Путин на совещании в Благовещенске потребовал форсировать темпы строительства. В итоге в эксплуатацию магистраль запустили уже в 2004 году. А о полном завершении работ на трассе объявили в 2010-м. Примечательна эта магистраль еще тем, что в августе того же года тестировал дорогу лично Владимир Путин — это была его знаменитая поездка из Хабаровска в Читу на желтой «Ладе Калина».

Автомагистраль начали строить в конце 2021 года в рамках национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры». Участок от Москвы до Казани входит в состав международного транспортного коридора Европа — Западный Китай общей протяженностью 2300 километров. Первый участок трассы запустили уже в сентябре 2022 года в Московской области. В ноябре 2023 завершили отрезок на территориях Владимирской и Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана. Полностью трассу в декабре 2023 запустил Владимир Путин.
Ни одного светофора, ни одного перекрестка в одном уровне. Мы также возвели 323 искусственных сооружения общей протяженностью порядка 24,5 км. Но это технические данные, а мы не просто построили дорогу, мы создали полноценную инфраструктурную услугу. На М-12 уже работают 18 многофункциональных зон (МФЗ), где есть удобные парковки, АЗС, кафе, спортивные и детские площадки, места для выгула домашних животных, инфраструктура для автобусов, даже душевые и прачечные.
Вячеслав Петушенко
Председатель правления государственной компании «Российские автомобильные дороги»
Трассу планируется продлить в 2024 году до Екатеринбурга, а в 2025-м — до Тюмени. Эта дорога станет основой скоростного транспортного маршрута «Россия» длиной 12 000 километров от Санкт-Петербурга до Владивостока.


Строительство скоростной трассы М-11 «Нева» началось в 2010 году, основную часть планировалось завершить в 2018 году, к началу Чемпионата мира по футболу в России. Дорога открывалась для пользования отдельными участками с 2014 по 2019 год. На 2023 год осталось достроить единственный участок — северный обход Твери. Проект обошёлся в 520 млрд рублей.

Главная трасса Крыма. Строительство «Тавриды» началось в мае 2017 года. Большая часть возводилась с нуля. Маршрут трассы: Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь. Покрытие: асфальтобетон. Расчётная скорость движения: 120 км/ч. 4 полосы движения: по 2 полосы в каждую сторону. Для безопасности пешеходов построены надземные переходы. Разрешение на открытие движения в августе 2020 года дал Владимир Путин.

Идея возведения Центральной кольцевой автомобильной дороги появилась в 2005 году. Проектирование начали в 2008-м, строительство стартовало в 2014-м. Самый активный этап пришелся на 2019-2021 года. За это время было выполнено порядка 60% всех строительно-монтажных работ на ЦКАД и обеспечен ввод трассы в эксплуатацию. В июле 2021 года сдали последний 25-километровый участок.


Над строительством кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга задумались еще в 60-х годах прошлого века, однако к работам приступили лишь в 1998 году. Трасса полностью замкнулась в 2011-м. Общая ее протяженность, с учётом защитной дамбы, составила 142 километра. Допустимая скорость движения — 110 км/ч. Число полос движения — от 4 до 8. Ширина проезжей части — от 15 до 32 метров.
Важность этой работы очевидна. Новые дороги, более удобная логистика — это новые перспективы для бизнеса, для укрепления связей между регионами, наращивания экспорта. Всё это в целом создаёт прочную основу для роста экономики и успешного решения задач в социальной сфере, повышает темпы развития всей страны.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
Вместе со столь масштабными проектами в России ежегодно ремонтируют, строят региональные, городские, поселковые дороги.
Планы на будущее

Считаю, что с учётом набранной динамики дорожного строительства, задач сбалансированного развития всей территории страны мы можем и должны поставить более амбициозную задачу: не только обустроить дороги точечно в крупнейших городах и агломерациях, а организовать эту работу повсеместно, а именно, за предстоящие пять лет привести в нормативное состояние не менее 85 процентов всей — подчеркну — всей опорной сети автодорог страны. Возможности, ресурсы для этого у нас есть.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации