header-content-image
победы россии

Гигантские танкеры, новейшие рыболовецкие суда и даже круизные лайнеры: как за 20 лет Россия возродила отечественное судостроение?

Разрушительные 90-е годы жёстко ударили практически по всем отраслям промышленности России. Судостроительная отрасль — не исключение. Некогда одна из самых мощных в мире она очень быстро расползалась по швам. Форма собственности поменялась, при этом предприятия оказались и без финансовой подпитки, и без заказов. Результат — большинство приватизированных средних и малых судостроительных предприятий оказались на грани краха или вовсе перестали существовать. Казалось бы, отрасль безнадёжна, что ярко иллюстрировали ржавеющие остовы недостроенных на верфях судов. Но в начале XXI века ей не просто не дали уйти на дно, а начали ее динамичное возрождение. Сейчас в нашей стране строят и спускают на воду суда практически для любых целей: гигантские газовозы, танкеры и сухогрузы, новейшие рыболовецкие суда и отечественные комфортабельные круизные лайнеры. В этом материале мы расскажем, как стране удалось воссоздать отечественное судостроение и вывести его в мировые лидеры и что ждёт отрасль в будущем.

Судостроение «идёт ко дну»

photo1

После перестройки оказалось, что собственные суда стране теперь не нужны. Ведь их строительство разом перестали финансировать. Результат себя ждать не заставил. Объём гражданского заказа упал более чем в 5 раз. Прекратилось финансирование даже размещённых ранее заказов на постройку судов, их строительство остановилось. Заводы оказались заполнены недоделанными судами. Из оставшихся в России судостроительных предприятий лишь несколько можно было отнести к крупным, способ­ным строить суда длиной более 170 метров. Меньшие очень быстро «умирали». Проведённая приватизация предприятий усугубила ситуацию. Собственных кораблей строилось всё меньше. Особенно мощно это ударило по созданию судов речных и смешанного типа.

photo2

Но даже те суда, что со скрипом строились, со стапелей сходили уже морально устаревшими. Большинство выпускаемого тогда промышленностью страны оборудования для судов технически устарело, приходилось закупать его за рубежом. Не желая вникать в трудности и рисковать, оставшиеся «на плаву» судовладельцы предпочитали заказывать за границей суда целиком. Тем временем действующие суда ветшали, их массово за копейки продавали за рубеж, распиливали на металл. Казалось, на отрасли можно ставить «жирный крест». Но все изменилось на рубеже веков.

Переломный период

27 июля 2001 года новый Президент страны Владимир Путин утверждает «Морскую доктрину Российской Федерации до 2020 года». Прежде всего в ней сказано, что для обеспечения национальной безопасности страны строить современные морские суда для обновления российского флота необходимо преимущественно на отечественных предприятиях. Но для этого их нужно было буквально возродить, а отрасль — реорганизовать. Колоссально непростая задача.

В марте 2007 года Владимир Путин подписывает указ о создании ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК), объединяющей государственные активы в судостроении. Именно этот шаг стал решающим в возрождении отрасли. Окончательно ОСК сформировалась к 2010 году, объединив в себя 19 существующих на тот момент крупных судостроительных и судоремонтных предприятий. Началась модернизация и других предприятий, создание среды для привлечения людей в профессию. Результат — уже в 2010 году Россия получает 115 новых и современных гражданских судов.

photo1

Преображение старых и строительство новых верфей

К 2015-2016 годам постепенно в строй возвращаются лучшие малые и крупные судоверфи, названия которых на сегодняшний день знают по всей стране и за ее пределами. Вот несколько примеров:

«Онежский судостроительный завод» в Карелии.
photo1

В 2014 году обанкроченное предприятие выкупает государство. В 2015 году там провели восстановительные работы, и летом завод приступил к выполнению первого в обновленной истории заказа — строительству лоцмейстерского катера «Крутояр» по проекту 02780М. Сейчас предприятие строит самоходные шаланды, краболовные суда.

«Красные баррикады», Астраханская область.
photo2

В мае 2019 года Объединенная судостроительная корпорация берет «под своё крыло» полностью остановившийся и устаревший завод. Вложены миллиарды рублей, проведены работы по расконсервированию площадки. Предприятие включили в состав «Южного центра судостроения и судоремонта».

Жатайская судоверфь, Якутия.
photo4

Пример строительства новой верфи под нужды региона. Богатой ресурсами Якутии для нормальной логистики просто необходимы речные суда. Поэтому было принято решение по строительству на старой площадке Жатайского судоремонтного завода нового предприятия. Его называют «кузницей речных теплоходов». Сдать судоверфь должны до конца этого года. С помощью этого предприятия правительство Якутии намерено до 2036 года построить около 130 речных судов.

ССК «Звезда». Дальний Восток.
photo5

Это, пожалуй, самый яркий пример. Один из крупнейших за последние годы проектов в отечественной промышленности. В России до начала работы этого судостроительного комплекса просто не было мощностей для создания супертанкеров и гигантских газовозов — по 200 с лишним метров в длину. В мире подобных верфей также единицы. При этом потребность в таких судах растет с каждым годом — они нужны, например, для вывоза углеводородов с территорий их добычи в арктических широтах. Запущена «Звезда» в 2017 году. Сейчас там строят 28 судов, в том числе 10 нефтеналивных танкеров типа «Афрамакс» и четыре многофункциональных судна снабжения (МСС) усиленного ледового класса. Два первых танкера проекта — «Владимир Мономах» и «Владимир Виноградов», уже переданы заказчикам и начали осуществлять перевозку сырой нефти. А в 2022 году ССК «Звезда» приступил к строительству первых научно-исследовательских судов.

За период с 2019 по 2022 годы предприятия, включенные в реестр «Судостроение: верфи и проектные компании. 2023 год.» построили более 600 различных судов и кораблей совокупным водоизмещением более 1,7 миллиона тонн.

Рыболовецкие новинки российского судостроения

В последние годы в России произошёл настоящий «бум» рыбопромыслового судостроения. Одним из самых масштабных реализованных проектов можно назвать супертраулер «Капитан Вдовиченко». Построили его на «Адмиралтейских верфях». «Супер» он потому, что может выходить на промысел в самые отдалённые от берега районы. И на борту у него две фабрики — рыбоперерабатывающая и рыбомукомольная.

photo1
Также за первые два месяца 2023 года рыбопромысловый флот пополнили еще три подобных траулера: «Механик Маслак», «Дмитрий Кожарский» и «Белое море».

Благодаря механизму инвестиционных квот, введенному по решению Президента РФ Владимира Путина, в ближайшие годы на российских верфях будет построено 105 современных и высокотехнологичных рыболовецких судов. Эта мера господдержки отрасли позволит обновить флот Севера и Дальнего Востока на 80%.

Новое слово в комфорте. Российские круизные теплоходы

Впервые в современной истории России, да и в СССР такого не было, наша страна начала реализовывать масштабные проекты по созданию круизных теплоходов класса «река-море». Все подобные суда, что были и есть на речных маршрутах страны — переделанные иностранные корабли. Теперь — свои. Например — четырёхпалубный теплоход проекта PV300 «Мустай Карим». Он сошёл со стапелей верфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Для всей судостроительной отрасли это событие стало уникальным. Построили корабль по собственному проекту.

photo1

Кстати, судно может работать не только на реке, но и в море: класс теплохода позволяет ему ходить при волне в 3 метра и в битом льду глубиной до 30 сантиметров. На теплоходе четыре палубы, три из них отданы под номера. Кроме них - рестораны, бары, СПА-центр и конференц-залы.

photo2

В начале 2023 года Правительство страны выделило 15 миллиардов рублей на закладку и начальный этап строительства еще 7-ми гражданских круизных судов.

Уже в следующем году ожидается, что на маршруты встанет еще один отечественный комфортабельный гигант — лайнер «Пётр Великий». Путешествовать на нём можно будет всем 4-м морям — Азовскому, Черному, Балтийскому и Каспийскому, а также по рекам.

Почти летим. Возрождение строительства судов на подводных крыльях

Ну а для повседневных перевозок по рекам России начали возрождать создание пассажирских скоростных судов на подводных крыльях. Знаменитые «Метеоры» вновь режут водную гладь Волги. Это — новый этап обновления скоростного пассажирского речного флота России. Например, прошло испытания уже второе судно проекта «Метеор 120Р» для Нижегородской области — оно встанет на маршрут уже с началом навигации 2024 года.

photo1

Кроме того, сейчас в разработке находится морская версия «Метеора-120Р».

Грузовые гиганты

В 2020-м году Россия вышла на второе место по объёмам судостроения в мире, обогнав Китай. В этом же году в нашей стране на воду спустили первый российский нефтеналивной танкер типа «Афрамакс» — «Владимир Мономах». Заложили судно 11 сентября 2018 года в присутствии Президента Владимира Путина. Его смело можно назвать супертанкером за его возможности. Предназначен для транспортировки нефти в неограниченном районе плавания. А еще суда такого типа называют «зелеными». Его главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе. Это минимизирует вред окружающей среде, что особенно важно для работы, например, в арктическом регионе.

photo1

В январе 2021 года гигант вышел в свой первый рейс. А уже к 2023 году к нему присоединились ещё три судна типа «Афрамакс». Четвёртым стал танкер «Академик Губкин».

Ближайшее будущее

Весной 2023 года Минпромторг сообщил, что министерство скорректировало план строительства судов до 2035 года, всего к этому сроку в России планируется построить 985 судов. В перспективном плане строительство в том числе 60 судов — крупнотоннажных и 93 — среднетоннажных.

В 2023 году принято решение о финансировании строительства 260 судов на период 2023-2027 годов с использованием средств Фонда национального благосостояния.

0