Мы вновь можем строить самолеты всех видов! Как возрождалось авиастроение России в XXI веке?
Разруха, потери, неудачные решения 90-х
С самого начала 90-х, после того как новыми властями было принято решение всю авиаотрасль перевести на коммерческие рельсы, она начала крениться, а затем и стремительно падать. Простой план, по которому в условиях рынка должна была развиваться конкуренция между компаниями различных форм собственности, рухнул на начальной стадии. Если до 1992 года производство гражданских самолётов составляло порядка 70-80 судов год, то сразу за этим их количество стало стремительно падать. В итоге в 1996-м, например, произвели всего 5.

И такая тенденция не удивительна. Мало того, что совершенно не была подготовлена законодательная база, так страна еще и осталась без многих предприятий отрасли. После распада СССР они оказались за рубежом.


И выше — лишь крупные предприятия. Те же, что остались, испытывали постоянный финансовый «голод». В итоге предприятия-изготовители авиационной техники и комплектующих стали прекращать поставки своей продукции. Из-за отсутствия авиадвигателей и запасных частей ежемесячно простаивало более сотни отечественных магистральных самолетов. Те разработки, что появились на стыке десятилетий, предназначенные заменить устаревшие советские суда, были заброшены. А народившиеся на теле павшего гиганта «Аэрофлота» новые авиакомпании предпочитали закупать доступные б\у самолёты из Европы или Китая. Гражданские авиационные конструкторские бюро в новых условиях потеряли способность к выживанию. Например, знаменитое КБ Туполева к 1997 году, не вынеся долгового бремени, начало распродавать строения и оборудование. К концу десятилетия осталось лишь 10-20% от первоначального числа отечественных авиапредприятий. К началу 21 века в работоспособном состоянии осталось всего три крупных завода, способные на серийный выпуск самолётов: Воронежский, Ульяновский и Казанский. Усугубляли ситуацию отток кадров, падение уровня образования. Казалось, на отрасли можно ставить крест. Но нет. Из столь крутого пике удалось вырваться.
Переходный период, новые разработки
Переломным стало появление «Объединённой авиастроительной корпорации» (ОАК). Она была создана указом Президента страны Владимира Путина в 2006 году. Её задачей стал сбор разрозненных активов под одним «флагом». В состав тогда вошли основные разработчики и производители авиационной техники, а к 2010-му ОАК собрала порядка 80% всех авиационных активов России.


К тому моменту некоторые разработки уже входят в завершающую стадию. Речь, например, о создании нового регионального авиалайнера SSJ-100 («Сухой Суперджет — 100»). В 2011 году первый самолёт был передан армянской авиакомпании «Армавиа». Сейчас в России и за рубежом используется более 100 таких лайнеров.

И этот аппарат стал лишь «первой ласточкой» грядущих изменений.
Отказ от импорта — делаем своё
В развитии отечественного авиапрома, который и так набирал обороты, как это ни странно, помогли антироссийские санкции. Значительно выросла поддержка государства и мотивация производителей.
Это, конечно, шанс для производителей авиационной техники, — конечно, с обеспечением высокого уровня качества, надежности и экономической эффективности нашей техники. Это важно и для российских авиакомпаний, в том числе частных, чтобы они развивались как динамичный, прибыльный бизнес, и, конечно, для пассажиров, чтобы у них была возможность купить авиабилет по доступной цене, а уровень безопасности, комфорта, сервиса отвечал бы самым современным стандартам. Говорю сейчас не только о межрегиональных рейсах, но и о развитии малой авиации, сообщении с труднодоступными, отдаленными территориями.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
Самые масштабные разработки – далее.
SSJ-NEW
Это новая версия Sukhoi Superjet-100. Главное отличие — максимальное импортозамещение зарубежных комплектующих. В том числе двигателя — в этом самолёте иностранную силовую установку заменит отечественный ПД-8. Лётные испытания уже идут. Также проходит и цикл наземных испытаний в Центральном аэрогидродинамическом институте.
Востребованность «Суперджета» обусловлена гармоничным для авиационного рынка сочетанием характеристик. Например, SSJ-100 по вместимости относится к региональным самолетам, но по дальности превосходит большинство машин этого класса. По экономическим характеристикам «Суперджет» не уступает лучшим зарубежным аналогам и наиболее адаптирован к внутреннему рынку.

По словам главы Минпромторга России Дениса Мантурова запустить серийное производство импортозамещенного «Суперджета» планируется уже в 2024 году.
Мы рассчитываем на своевременную выдачу промышленностью, что называется, на-гора: и МС-21, и «Сухой Суперджет» — полностью на отечественной базе, Ил-114, Ту-214, лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал», а также вертолёты Ка‑62, Ми-38 и «Ансат».
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
МС-21
Здесь речь пойдёт о еще одной новинке отечественного авиапрома, в которой также используется минимум импортных комплектующих. Отечественный среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. Он ориентирован на наиболее востребованный и в России, и в мире сегмент рынка пассажирских перевозок. Вместимость самолета в различных компоновках — от 163 до 211 пассажиров.

Авиасудно уже проходит интенсивные сертификационные испытания с новым российским двигателем ПД-14, совершая до четырех полетов в неделю. Параллельно для авиалайнера разрабатывают остальные отечественные компоненты. К серийному выпуску самолёта планируют приступить также в 2024 году.
Ил-96-400М
Дальнемагистральный самолёт, основой которому послужил легендарный Ил-96 — он до сих пор считается самым безопасным авиасудном в мире, ни один из этих гигантов не потерпел катастрофы. На его же основе сделан «Борт №1» — самолёт Президента России. А эти «400М» говорят о том, что судно действительно новое. Отличий много, и не только в применении современной авионики, но и в размерах — новая модель длиннее предшественника на 9 метров, у нее больше площадь крыла и на 18 тонн увеличена максимальная полезная нагрузка.

Ил-96-400М создается в кооперации с ведущими российскими разработчиками систем и оборудования, наиболее значительный объем комплектующих поставляется предприятиями Госкорпорации Ростех.
Ил-114-300
Ил-114-300 полностью сконструирован из российских комплектующих. Самолет оснащается системами и оборудованием ведущих российских разработчиков. Специально для северных регионов, где часто перевозятся большие объемы багажа, самолет может выпускаться с меньшим количеством пассажирских мест и с увеличенными багажными отсеками. В салоне можно установить медицинские модули, чтобы задействовать судно при оказании помощи людям или в санитарной авиации. Комплектующие самолета выдерживают температуру от -50 до +50 °C. Он также сможет приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы, работать на аэродромах со слабой инфраструктурой, обладает высоким уровнем автономности.

Конструктивные решения, заложенные в самолёте, позволят сделать его безопасным и неприхотливым, своего рода «воздушной маршруткой» для регионов нашей страны, в том числе труднодоступных. А пассажиры, к примеру, Дальнего Востока или Сибири получат возможность быстрых и комфортных перелетов в масштабах своего региона
Сергей Ганин
Главный конструктор ПАО «Ил»
Заключение
На сегодня все типы гражданских самолётов Россия в состоянии выпускать самостоятельно. Так что уже сейчас нам есть чем гордиться – отрасль после, казалось бы, необратимого «крутого пике» вновь начала набирать высоту. В ближайшие 5 лет отечественная промышленность должна наладить выпуск не менее 100 гражданских авиалайнеров в год. На это федеральный бюджет в течение трех лет выделит 234 миллиарда рублей.
И такая работа будет продолжена. Предстоит реконструкция аэропортов, увеличится количество прямых рейсов и современных транспортных хабов, особое внимание будет уделяться обновлению парка авиакомпаний. Все эти задачи мы будем решать с опорой на собственные технологии, на мощности отечественных производителей, создавать и развивать линейку новых модернизированных воздушных судов при максимальной локализации производства.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации