header-content-image
Успехи России

От массовых сокращений и «утечки мозгов» к возрождению инженерных школ. Как в России готовят профессионалов для экономики будущего

«Утечка мозгов». Наверняка эту фразу применительно к нашей стране в 90-е годы прошлого столетия слышал каждый. Разруха и экономическая нестабильность, сворачивание научных исследований и высокотехнологичных производств заставляли специалистов уезжать из страны. Оставшиеся выживали, часто не имея возможности работать по специальности. В результате Россия столкнулась с серьезной нехваткой инженеров, без которых о технологической независимости оставалось только мечтать.

В XXI веке ситуацию удалось переломить. В стране воссоздают инженерные школы, вузы готовят специалистов для передовых отраслей, престиж технических профессий вырос многократно. Как этого удалось достичь — рассказываем в нашем материале.

Престиж на нуле

Разрушение экономики и промышленности России в конце прошлого столетия повлекло за собой массовую деквалификацию. Некогда лучшие в мире советские инженеры стали банально не нужны в постперестроечной стране. Нет предприятий — нет занятости. Уникальных специалистов или сокращали, или годами не платили им зарплату.

photo1
photo2

Кто-то уехал за границу. А кто остался, стал свидетелем всесторонней деградации некогда высокотехнологичной экономики. В зданиях конструкторских бюро открывались бизнес-центры, цеха приспосабливали под танцплощадки. Высшее техническое образование утратило престиж. Инженер стал ассоциироваться с бедностью и отсутствием перспектив. Молодёжь шла учиться на юристов и маркетологов.

photo3

Новая реальность

Престиж инженерно-технических специальностей начал восстанавливаться только в начале двухтысячных годов. Вместе с возрождением промышленности и экономики, ведь этот процесс без специалистов невозможен.

На тот момент технологическое отставание страны от мировых технологических лидеров было уже значительным, и задача его наверстать требовала всё тех же специалистов инженерно-технического профиля.

В начале нового века техническое образование вновь стало набирать популярность у абитуриентов.

photo1

По данным на 2010 год, совокупное предложение рабочей силы с высшим инженерно-техническим образованием в России составляло 6,1 млн человек. И с развитием страны спрос на специалистов такого профиля только возрастал.

Уже к 2015 году в нашей стране выпускаются более 400 тысяч специалистов инженерных и строительных специальностей в год. Акцент делается и на обучении специалистов IT-сферы.

В декабре 2016 года был подписан указ о Стратегии научно-технологического развития. Координационный совет в области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» при поддержке Минобрнауки России разработал проект Стратегии развития инженерного образования на период до 2020 года, нацеленной на кадровое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов страны.

photo2
Как результат такой политики — к 2020 году количество инженеров достигает порядка 8 млн человек.

Инженер — звучит гордо

В 2022 году в стране запускают федеральный проект «Передовые инженерные школы».

photo1
photo2
photo3

Проект рассчитан до 2030 года. Чтобы попасть в него, вузы участвуют в конкурсе, представляют и защищают комплексные программы развития своих будущих инженерных школ.

В первый год реализации проекта конкурсный отбор прошли 30 ведущих российских вузов. На первую трёхлетку создания инженерных школ выделили финансирование в размере 33 миллиардов рублей.

К началу 2023/2024 учебного года общее число студентов, обучающихся в вузах по инженерным, технологическим и техническим наукам, превысило 1,3 млн человек.

Инженерные профессии становятся популярными не только у абитуриентов, но и среди детей. По информации Минпросвещения, в 2023/24 учебном году был зафиксирован рекордный рост интереса к техническим и естественно-научным кружкам. В каждом из этих направлений количество детей, которые записались в кружки и секции, составило почти 3 миллиона человек.

photo4

К началу 2025 года в стране функционируют уже 50 инженерных школ на базе ведущих вузов.

photo5Фото: Национальный исследовательский университет ИТМО

ПИШ при Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).
Включает в себя четыре основные направления обучения: «Химия и искусственный интеллект», «Инженерия цифровых систем», «Инженерия машинного обучения» и совместная с АГНИ программа «Искусственный интеллект в биотехнологических системах».

photo6Фото: ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий»

ПИШ при Уфимском университете науки и технологий (УУНиТ).
Направление — «Моторы будущего». Решает глобальную научно-техническую задачу по созданию высокоэффективных электрических и гибридных силовых установок, агрегатов и их систем для боевой и гражданской авиации России.

photo7Фото: Южный федеральный университет

ПИШ при Южном федеральном университете (ЮФУ).
Специализируется на искусственном интеллекте и цифровых технологиях — «Инженерия киберплатформ».

photo8Фото: РХТУ им. Д.И. Менделеева

ПИШ при Российском химико-технологическом университете имени Д.И. Менделеева (РХТУ).
Направление — «Химический инжиниринг и машиностроение». Подготовка инженеров мирового класса с нулевым временем адаптации на рабочем месте. Решение сложных задач в химической отрасли: специальное химическое машиностроение, новые процессы и аппараты химической технологии, цифровизация и автоматика, промышленный инжиниринг.

photo9Фото: Донской государственный технический университет

ПИШ в Донском государственном техническом университете (ДГТУ).
Специализация — сельхозмашиностроение, проект «Институт перспективного машиностроения».

В этой работе сейчас участвует около 160 крупных российских инновационных предприятий. В рамках федерального проекта чуть более чем за два года уже подготовлено 437 тысяч специалистов.

Планы на будущее

С 1 сентября 2026 года планируется запустить новую модель инженерного образования. Она будет основана на едином «ядре» программы для всех вузов страны.

photo1
photo2

Продолжится создание инженерных школ. К 2030 году их будет уже не менее 100.

0