От массовых сокращений и «утечки мозгов» к возрождению инженерных школ. Как в России готовят профессионалов для экономики будущего
В XXI веке ситуацию удалось переломить. В стране воссоздают инженерные школы, вузы готовят специалистов для передовых отраслей, престиж технических профессий вырос многократно. Как этого удалось достичь — рассказываем в нашем материале.
Престиж на нуле
Разрушение экономики и промышленности России в конце прошлого столетия повлекло за собой массовую деквалификацию. Некогда лучшие в мире советские инженеры стали банально не нужны в постперестроечной стране. Нет предприятий — нет занятости. Уникальных специалистов или сокращали, или годами не платили им зарплату.


Кто-то уехал за границу. А кто остался, стал свидетелем всесторонней деградации некогда высокотехнологичной экономики. В зданиях конструкторских бюро открывались бизнес-центры, цеха приспосабливали под танцплощадки. Высшее техническое образование утратило престиж. Инженер стал ассоциироваться с бедностью и отсутствием перспектив. Молодёжь шла учиться на юристов и маркетологов.

Новая реальность
Престиж инженерно-технических специальностей начал восстанавливаться только в начале двухтысячных годов. Вместе с возрождением промышленности и экономики, ведь этот процесс без специалистов невозможен.
Обсуждение темы высоких технологий в России оживилось, но, к сожалению, уровень развития новой экономики еще не соответствует ее важности для страны. Новые технологии занимают всего лишь 0,6% от ВВП, в то время как в развитых странах мира — от 4% до 6%. В нашей стране имеется разрыв между возможностями государства и потребностями бизнеса, разрыв по уровню подготовки и востребованности специалистов.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации (2001 год)
На тот момент технологическое отставание страны от мировых технологических лидеров было уже значительным, и задача его наверстать требовала всё тех же специалистов инженерно-технического профиля.
В начале нового века техническое образование вновь стало набирать популярность у абитуриентов.

По данным на 2010 год, совокупное предложение рабочей силы с высшим инженерно-техническим образованием в России составляло 6,1 млн человек. И с развитием страны спрос на специалистов такого профиля только возрастал.
Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня. Будем увеличивать число бюджетных мест по инженерным дисциплинам, по ИТ-специальностям, другим ключевым направлениям, которые определяют развитие экономики. В следующем году на базе ведущих вузов, в том числе региональных, будут созданы центры компетенции, они призваны обеспечить интеллектуальную, кадровую поддержку проектам, связанным с формированием новых отраслей и рынков.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
Уже к 2015 году в нашей стране выпускаются более 400 тысяч специалистов инженерных и строительных специальностей в год. Акцент делается и на обучении специалистов IT-сферы.
В декабре 2016 года был подписан указ о Стратегии научно-технологического развития. Координационный совет в области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» при поддержке Минобрнауки России разработал проект Стратегии развития инженерного образования на период до 2020 года, нацеленной на кадровое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов страны.

Инженер — звучит гордо
В 2022 году в стране запускают федеральный проект «Передовые инженерные школы».



Проект рассчитан до 2030 года. Чтобы попасть в него, вузы участвуют в конкурсе, представляют и защищают комплексные программы развития своих будущих инженерных школ.
В первый год реализации проекта конкурсный отбор прошли 30 ведущих российских вузов. На первую трёхлетку создания инженерных школ выделили финансирование в размере 33 миллиардов рублей.
К началу 2023/2024 учебного года общее число студентов, обучающихся в вузах по инженерным, технологическим и техническим наукам, превысило 1,3 млн человек.
Инженерные профессии становятся популярными не только у абитуриентов, но и среди детей. По информации Минпросвещения, в 2023/24 учебном году был зафиксирован рекордный рост интереса к техническим и естественно-научным кружкам. В каждом из этих направлений количество детей, которые записались в кружки и секции, составило почти 3 миллиона человек.

Мы будем наращивать промышленные мощности, массово запускать нужные производства, открывать высокотехнологичные предприятия, активно развивать ключевые отрасли, включая машиностроение, химический комплекс, энергетику, авиастроение, судостроение, агро- и биотехнологии, добиваться лидерства в сфере искусственного интеллекта, робототехники, беспилотных систем и других инновационных направлениях. Россия намерена добиваться лидерства в сфере искусственного интеллекта, робототехники, беспилотных систем и других инновационных направлениях.
Михаил Мишустин
Председатель правительства России
К началу 2025 года в стране функционируют уже 50 инженерных школ на базе ведущих вузов.

ПИШ при Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).
Включает в себя четыре основные направления обучения: «Химия и искусственный интеллект», «Инженерия цифровых систем», «Инженерия машинного обучения» и совместная с АГНИ программа «Искусственный интеллект в биотехнологических системах».

ПИШ при Уфимском университете науки и технологий (УУНиТ).
Направление — «Моторы будущего». Решает глобальную научно-техническую задачу по созданию высокоэффективных электрических и гибридных силовых установок, агрегатов и их систем для боевой и гражданской авиации России.

ПИШ при Южном федеральном университете (ЮФУ).
Специализируется на искусственном интеллекте и цифровых технологиях — «Инженерия киберплатформ».

ПИШ при Российском химико-технологическом университете имени Д.И. Менделеева (РХТУ).
Направление — «Химический инжиниринг и машиностроение». Подготовка инженеров мирового класса с нулевым временем адаптации на рабочем месте. Решение сложных задач в химической отрасли: специальное химическое машиностроение, новые процессы и аппараты химической технологии, цифровизация и автоматика, промышленный инжиниринг.

ПИШ в Донском государственном техническом университете (ДГТУ).
Специализация — сельхозмашиностроение, проект «Институт перспективного машиностроения».
В этой работе сейчас участвует около 160 крупных российских инновационных предприятий. В рамках федерального проекта чуть более чем за два года уже подготовлено 437 тысяч специалистов.
В ближайшие три года мы должны подготовить специалистов в области инженерного дела, это миллион человек. А к 2030 году эта цифра должна вырасти почти до двух миллионов — 1,8 млн человек.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
Планы на будущее
С 1 сентября 2026 года планируется запустить новую модель инженерного образования. Она будет основана на едином «ядре» программы для всех вузов страны.


Продолжится создание инженерных школ. К 2030 году их будет уже не менее 100.
Мы должны работать по этому направлению широко и конкретно, понимая, где и что востребовано сегодня и что будет востребовано завтра, и, кстати говоря, у нас принято решение о том, чтобы прогнозировать рынок труда на ближайшие годы, на пять лет как минимум, и корректировать свою работу в связи с этим прогнозом.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации