header-content-image
импортозамещение

Что ждёт авторынок России в 2022 году?

Ситуация в автопроме на фоне приостановки работы зарубежных компаний стала одной из самых волнующих тем для россиян. Особое внимание вызывает возможность ремонта машин и наличие необходимых запчастей для работы.

О том, насколько обоснованы опасения и как будет развиваться российский авторынок — читайте в этом материале.

Будут ли в России запчасти и расходники для техобслуживания иномарок?

Автопроизводители и дистрибьютеры обязаны иметь необходимый объем запасных частей и расходных материалов, чтобы продолжать гарантийное и сервисное обслуживание автомобилей, которые находятся в эксплуатации. В противном случае это будет считаться нарушением закона о правах потребителей, пояснили в Минпромторге России.

В случае, если компания, отвечающая за конкретный бренд, окажется не готова в полном объеме выполнять свои обязательства перед потребителями, в отношении такого бренда будет оперативно введен «параллельный импорт», предупредило ведомство.

По мнению исполнительного директора Объединения автопроизводителей России (ОАР) Алексея Сереженкина, запчасти в стране будут, и существенную роль в этом сыграет параллельный импорт, который послужит одним из важных каналов поставок автозапчастей в Россию. По его словам, определенный запас комплектующих в стране сформирован уже сейчас.
Фото: Getty Images

«Позднее станет понятно, в каком количестве они будут ввозиться», — добавил он.

Как отметил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев, сейчас дилеры делают все возможное для выполнения своих обязательств перед клиентами. Он допустил, что где-то могла наблюдаться нехватка запчастей, однако отметил, что возникнуть временный дефицит мог скорее из-за отладки логистических маршрутов.

«Официально нам автопроизводители отвечают о штатной работе и существующих запасах на складах», — подчеркнул эксперт.

Сложности с наличием могут возникнуть только по оригинальным и особо сложным электронным компонентам. Другие же запчасти можно заместить за счёт переориентации импорта из Китая, Турции, Индии, а со временем — благодаря расширению внутреннего производства, прогнозировали в ПСБ Аналитике. Кроме того, ранее Минэкономразвития обсуждало с Таиландом возможность локализации производства автомобильных комплектующих в России.

tech_carmarket

Российские производители уже стали перепрофилировать свои производства для наполнения рынка. Например, Ставропольский производитель запчастей и комплектующих, который выпускает масляные, топливные и воздушные фильтры, тормозные колодки для грузовых и легковых машин, высоковольтное и другое оборудование, увеличил объемы производства и готов расширять ассортимент.

Разрешение параллельного импорта автозапчастей также частично решит сложности с обслуживанием и ремонтом. С полным перечнем брендов и компонентов, разрешенных для параллельного импорта, можно ознакомиться здесь.

Насколько безопасными и надежными будут автомобили?

Ситуация с наличием автокомпонентов никак не повлияет на надежность машин, отметил глава ОАР Сереженкин.

По оценкам экспертов, значительную роль здесь также сыграет параллельный импорт, который позволит поддерживать автомобили россиян в исправном состоянии и тем самым обезопасить дорожное движение.

Фото: Getty Images

При этом в Минпромторге заверили, что вне зависимости от ситуации на рынке автокомпонентов на дороги России будут выпускаться только безопасные автомобили, соответствующие требованиям действующего законодательства в области технического регулирования.

Помимо этого, в России уже налажено собственное производство запчастей. В Хабаровском крае предприятие уже не первый год выпускает автомобильные салонные и воздушных фильтры и сейчас переходит с китайского сырья на отечественное. Это уже позволило снизить себестоимость продукции.

Санкции открыли новые горизонты для петербургского производителя автокомпонентов (усиливающих бамперов, креплений и кофров). Компания расширила линейку товаров и существенно сократила время их производства.

В Самарской области инжиниринговый центр выпускает компоненты климатических систем, которые используют на большинстве российских и зарубежных машинах, в том числе премиум-класса. Компания увеличивает производственные обороты, наращивая импортозамещение.

Когда стабилизируются цены на иномарки?

Рост цен во многом был обусловлен ажиотажем, поэтому они будут стабилизироваться по мере наполнения рынка продукцией, сообщили в Минпромторге.

Участники рынка также отметили, что на снижение цен положительно влияет устойчивая тенденция укрепления рубля — за несколько недель национальная валюта неоднократно обновляла на торгах многолетние максимумы. Так, к 25 мая курс доллара опустился до 56,3 рублей, а евро — до 57,9 рублей. На этом фоне в автомобильном сообществе вновь заговорили об ожидаемом падении цен на новые машины. Аналитики, по данным СМИ, уже констатировали, что новые автомобили в большинстве дилерских центров в мае действительно подешевели.

Реально ли сейчас купить зарубежные машины в России?

Ситуация по наличию автомобилей меняется в зависимости от бренда, рассказал президент РОАД Зубарев. «В разных брендах, естественно, разная ситуация, но в целом запас на 2-3 месяца есть», — поделился он своими данными.

Тем временем в Москве уже принято решение запустить на бывшем заводе Renault производство современных отечественных машин, с дальнейшим переходом на электромобили. В целом в стране сейчас продолжают выпускать автомобили с ограниченным объемом компонентов — их производят в том количестве, в котором это позволяют делать запасы.

Фото: Getty Images

Россияне широкий интерес проявляют к китайским автомобилям, отметил генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Поэтому дилерские центры могут начать активную работу с китайскими брендами. Например, в дилерском центре китайского бренда сообщили, что в автосалоне присутствует вся модельная линейка. Достаточный запас машин также имеется на складах.

Смогут ли новые машины проходить гарантийное обслуживание?

Каждый продавец обязан оказывать поддержку в случае неполадок с машиной. Это прописывается в договоре при покупке транспорта, поэтому у владельцев поводов для беспокойства быть не может.

«Компания, которая продает свои автомобили, обязана осуществлять гарантийное обслуживание», — подчеркнул глава ОАР Сереженкин.

На ввезенные по параллельному импорту автомобили также будет действовать гарантия, но уже от дилера, а не от дистрибьютора.

Опасны ли санкции для российских автозаводов?

Все возможные санкции против отечественных автомобильных предприятий уже введены в действие, отметил глава объединения автопроизводителей Зубарев.

«Постепенно, хоть и не быстро, но ситуация выправляется. Автопром переходит на другие компоненты. Еще риски несколько ослабляет завоз из дружественных стран», — уточнил эксперт.

Фото: Getty Images

Когда импортозамещение обеспечит независимость авторынка России от внешней конъюнктуры?

Импортозамещение — процесс небыстрый, но он уже запущен, отметил Сереженкин. Некоторые автомобили, например, начали изготавливать по упрощенной схеме, когда автобренды могут использовать альтернативные компоненты для производства легковых и грузовых машин.

Наравне с этим, Россия уже частично покрывает спрос на автокомпоненты отечественной продукцией, отметил эксперт. «Большой вопрос — это электронные компоненты, чипы и прочее. Да, это очень сложный вопрос, но уже сегодня принимаются шаги, чтобы решать эту проблему», — сказал он.

В Минпромторге заметили, что вопрос необходимо рассматривать в отношении каждой конкретной модели автомобиля.

«На первом месте стоит вопрос готовности и желания самого автопроизводителя инвестировать в проекты развития. Со своей стороны мы готовы помогать в реализации соответствующих инициатив, в том числе внедряя новые инструменты поддержки», — отметили в ведомстве.

Не увеличит ли параллельный импорт долю контрафакта на рынке?

Параллельный импорт — это ввоз оригинальной продукции без одобрения правообладателя. Поэтому параллельный импорт и контрафакт — это совсем разные и не связанные друг с другом понятия, подчеркнул глава ОАР Сереженкин.

В Минпромторге также заверили, что механизм никоим образом не отменяет обязанность проведения обязательной сертификации или оценки соответствия требованиям технических регламентов.

По словам президента РОАД Зубарева, сейчас параллельный импорт позволяет оперативно ремонтировать автомобили на фоне нарушения логистических цепочек, которые провоцируют нехватку запчастей и комплектующих.

«Мы считаем, что введение параллельного импорта необходимо как временная мера, вызванная чрезвычайной ситуацией на рынке, для поддержания автомобилей клиентов в исправном состоянии и, следовательно, обеспечения безопасности дорожного движения. Сейчас Минпромторг анонсировал изменения в списке брендов ежеквартально, поэтому наблюдаем за ситуацией и собираем информацию о необходимых изменениях или о расширении списка», — отметил он.

Фото: Getty Images

Что будет с рынком в ближайшей перспективе?

Ситуация окончательно выправится в срок от 6 месяцев до одного года, считают эксперты.

«На данном этапе важно обеспечить поддержку режима бесперебойной работы автопредприятий, с остальными рисками мы совместно справимся», - отметили в Минпромторге России.

0