Что ждёт авторынок России в 2022 году?
Ситуация в автопроме на фоне приостановки работы зарубежных компаний стала одной из самых волнующих тем для россиян. Особое внимание вызывает возможность ремонта машин и наличие необходимых запчастей для работы.
О том, насколько обоснованы опасения и как будет развиваться российский авторынок — читайте в этом материале.
Будут ли в России запчасти и расходники для техобслуживания иномарок?
Автопроизводители и дистрибьютеры обязаны иметь необходимый объем запасных частей и расходных материалов, чтобы продолжать гарантийное и сервисное обслуживание автомобилей, которые находятся в эксплуатации. В противном случае это будет считаться нарушением закона о правах потребителей, пояснили в Минпромторге России.
В случае, если компания, отвечающая за конкретный бренд, окажется не готова в полном объеме выполнять свои обязательства перед потребителями, в отношении такого бренда будет оперативно введен «параллельный импорт», предупредило ведомство.
«Позднее станет понятно, в каком количестве они будут ввозиться», — добавил он.
Как отметил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев, сейчас дилеры делают все возможное для выполнения своих обязательств перед клиентами. Он допустил, что где-то могла наблюдаться нехватка запчастей, однако отметил, что возникнуть временный дефицит мог скорее из-за отладки логистических маршрутов.
«Официально нам автопроизводители отвечают о штатной работе и существующих запасах на складах», — подчеркнул эксперт.
Сложности с наличием могут возникнуть только по оригинальным и особо сложным электронным компонентам. Другие же запчасти можно заместить за счёт переориентации импорта из Китая, Турции, Индии, а со временем — благодаря расширению внутреннего производства, прогнозировали в ПСБ Аналитике. Кроме того, ранее Минэкономразвития обсуждало с Таиландом возможность локализации производства автомобильных комплектующих в России.

Российские производители уже стали перепрофилировать свои производства для наполнения рынка. Например, Ставропольский производитель запчастей и комплектующих, который выпускает масляные, топливные и воздушные фильтры, тормозные колодки для грузовых и легковых машин, высоковольтное и другое оборудование, увеличил объемы производства и готов расширять ассортимент.
Разрешение параллельного импорта автозапчастей также частично решит сложности с обслуживанием и ремонтом. С полным перечнем брендов и компонентов, разрешенных для параллельного импорта, можно ознакомиться здесь.
Насколько безопасными и надежными будут автомобили?
Ситуация с наличием автокомпонентов никак не повлияет на надежность машин, отметил глава ОАР Сереженкин.
По оценкам экспертов, значительную роль здесь также сыграет параллельный импорт, который позволит поддерживать автомобили россиян в исправном состоянии и тем самым обезопасить дорожное движение.
При этом в Минпромторге заверили, что вне зависимости от ситуации на рынке автокомпонентов на дороги России будут выпускаться только безопасные автомобили, соответствующие требованиям действующего законодательства в области технического регулирования.
Помимо этого, в России уже налажено собственное производство запчастей. В Хабаровском крае предприятие уже не первый год выпускает автомобильные салонные и воздушных фильтры и сейчас переходит с китайского сырья на отечественное. Это уже позволило снизить себестоимость продукции.
Санкции открыли новые горизонты для петербургского производителя автокомпонентов (усиливающих бамперов, креплений и кофров). Компания расширила линейку товаров и существенно сократила время их производства.
В Самарской области инжиниринговый центр выпускает компоненты климатических систем, которые используют на большинстве российских и зарубежных машинах, в том числе премиум-класса. Компания увеличивает производственные обороты, наращивая импортозамещение.
Когда стабилизируются цены на иномарки?
Рост цен во многом был обусловлен ажиотажем, поэтому они будут стабилизироваться по мере наполнения рынка продукцией, сообщили в Минпромторге.
Реально ли сейчас купить зарубежные машины в России?
Ситуация по наличию автомобилей меняется в зависимости от бренда, рассказал президент РОАД Зубарев. «В разных брендах, естественно, разная ситуация, но в целом запас на 2-3 месяца есть», — поделился он своими данными.
Тем временем в Москве уже принято решение запустить на бывшем заводе Renault производство современных отечественных машин, с дальнейшим переходом на электромобили. В целом в стране сейчас продолжают выпускать автомобили с ограниченным объемом компонентов — их производят в том количестве, в котором это позволяют делать запасы.
Россияне широкий интерес проявляют к китайским автомобилям, отметил генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Поэтому дилерские центры могут начать активную работу с китайскими брендами. Например, в дилерском центре китайского бренда сообщили, что в автосалоне присутствует вся модельная линейка. Достаточный запас машин также имеется на складах.
Смогут ли новые машины проходить гарантийное обслуживание?
«Компания, которая продает свои автомобили, обязана осуществлять гарантийное обслуживание», — подчеркнул глава ОАР Сереженкин.
На ввезенные по параллельному импорту автомобили также будет действовать гарантия, но уже от дилера, а не от дистрибьютора.
Опасны ли санкции для российских автозаводов?
Все возможные санкции против отечественных автомобильных предприятий уже введены в действие, отметил глава объединения автопроизводителей Зубарев.
«Постепенно, хоть и не быстро, но ситуация выправляется. Автопром переходит на другие компоненты. Еще риски несколько ослабляет завоз из дружественных стран», — уточнил эксперт.
Когда импортозамещение обеспечит независимость авторынка России от внешней конъюнктуры?
Импортозамещение — процесс небыстрый, но он уже запущен, отметил Сереженкин. Некоторые автомобили, например, начали изготавливать по упрощенной схеме, когда автобренды могут использовать альтернативные компоненты для производства легковых и грузовых машин.
В Минпромторге заметили, что вопрос необходимо рассматривать в отношении каждой конкретной модели автомобиля.
«На первом месте стоит вопрос готовности и желания самого автопроизводителя инвестировать в проекты развития. Со своей стороны мы готовы помогать в реализации соответствующих инициатив, в том числе внедряя новые инструменты поддержки», — отметили в ведомстве.
Не увеличит ли параллельный импорт долю контрафакта на рынке?
Параллельный импорт — это ввоз оригинальной продукции без одобрения правообладателя. Поэтому параллельный импорт и контрафакт — это совсем разные и не связанные друг с другом понятия, подчеркнул глава ОАР Сереженкин.
По словам президента РОАД Зубарева, сейчас параллельный импорт позволяет оперативно ремонтировать автомобили на фоне нарушения логистических цепочек, которые провоцируют нехватку запчастей и комплектующих.
«Мы считаем, что введение параллельного импорта необходимо как временная мера, вызванная чрезвычайной ситуацией на рынке, для поддержания автомобилей клиентов в исправном состоянии и, следовательно, обеспечения безопасности дорожного движения. Сейчас Минпромторг анонсировал изменения в списке брендов ежеквартально, поэтому наблюдаем за ситуацией и собираем информацию о необходимых изменениях или о расширении списка», — отметил он.
Что будет с рынком в ближайшей перспективе?
«На данном этапе важно обеспечить поддержку режима бесперебойной работы автопредприятий, с остальными рисками мы совместно справимся», - отметили в Минпромторге России.