От разрухи к рекордным мощностям: как Россия вернула статус великой морской державы
Последнее десятилетие века: портовый упадок
В 90-е, с распадом СССР, Россия потеряла свободный доступ к значительной части портовых мощностей: большая часть морских портов банально оказалась за границей. А те, что остались, восстанавливать, развивать просто не было сил и ресурсов. Мощность портов буквально рухнула в пропасть.

Кроме прочего, специализация портов, расположенных на территории России, не вполне соответствовала характеру российских грузопотоков, а их производственная мощность была недостаточна.
Больше половины российских внешнеторговых грузов переваливались в портах Украины и стран Балтии. О какой-то транспортной независимости, казалось, уже и речи не шло. Имеющаяся портовая инфраструктура требовала модернизации, необходимо было строить собственные грузовые суда, но ни того, ни другого, в тот период не делалось.

Страна едва не теряет Севморпуть
Активное освоение Северного морского пути началось во времена СССР с появлением атомного ледокольного флота. Это было особенно актуально, учитывая, что Арктика стала ареной соперничества сверхдержав. СМП использовался для снабжения арктических регионов товарами народного потребления и перевозки добываемых минеральных природных ресурсов. Пик использования пришёлся на 1987 год, когда по Северному морскому пути перевезли более 6,6 миллионов тонн грузов — это был абсолютный рекорд всех предыдущих лет. Однако с этого времени развитие СМП пошло на спад. К середине 90-х инфраструктура пришла в упадок, а грузопоток сократился в разы.

В 90-х к Севморпути открыли доступ для компаний из Японии, Норвегии и США. За символическую сумму — порядка 60 тысяч долларов в год. Быстро поняв все выгоды использования СМП, эти страны вовсе стали настаивать на передаче пути в международное пользование.

Всё потому, что он позволяет почти вдвое сократить время доставки грузов из Азии в Европу и обратно. Если по южным морям сухогруз из Японии в Норвегию проходит за 44 дня, то по Северному Морскому пути — всего за 26 дней.
Если бы наша страна согласилась на предложенные условия, она бы утратила контроль над портами Нарьян-Мар, Диксон, Игарка, Тикси и Певек. А от акватории России осталась бы только экономическая зона шириной 12 миль. Вопрос был решён в начале нового века, когда было принято решение закрепить статус Северного морского пути. Россия не допустила его перехода под международное управление.
Новый век: путь к развитию
С наступлением нового века государство встаёт на другой путь — путь развития. И порты страны начинают получать должное внимание. Это сразу видно по цифрам — растёт мощность отечественных портов, растёт объём морских грузоперевозок.


Активно модернизируют старые портовые мощности, строят новые. Работа включает в себя не только сами порты, но и, например, подъездные пути к ним.


Арктика стала играть всё более важную роль в мировой политике и превратилась в значимый международный регион. Объём грузоперевозок по Севморпути неуклонно растёт. Советский рекорд был побит уже к 2016 году — более 7 млн тонн грузов за год. В 2023-м году цифра перевалила за 36 миллионов тонн.

Поддержка и развитие СМП становится для России задачей национального масштаба. Летом 2012 года принят закон № 132-ФЗ о Северном Морском пути, который четко формализовал определение его акватории и разграничил полномочия в этой зоне. Возобновляются регулярные океанографические исследования. В планах появляется создание круглогодичного транспортного коридора. Утверждён Комплексный проект развития Севморпути. Новый подход требует и новых инструментов. Для исследования Арктики и перевозки грузов в России делают самые мощные в мире атомные ледоколы нового поколения.
Атомный ледокол «Арктика»
Российский атомный ледокол проекта 22220. Головной корабль этого проекта. Заложен в 2013 году. На воду спущен в 2016-м.

«Арктика» способна преодолевать льды толщиной до 2,8 м. Лёд такой толщины, как правило, многолетний, а он в разы прочнее однолетнего.
Вместе с «Арктикой» в строй встали ещё два новейших атомных ледокола этого проекта – «Сибирь» и «Урал». Идёт строительство «атомников» «Ленинград», «Сталинград», а также единственного в своём роде ледокола мощностью 120 мегаватт — «Россия». Завершены испытания «Якутии», спущен на воду «Чукотка».
Огромное внимание уделяется и портовой инфраструктуре.
Будем модернизировать инфраструктуру арктических портов, прокладывать к ним необходимые железнодорожные магистрали, речь в том числе о расширении и увеличении мощностей ближних и дальних железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу, а также о строительстве Северного широтного хода с перспективными выходами к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
Не забывают в стране и об остальных портах: в России их к 2024 году насчитывается 67, на берегах 12 морей, 3 океанов и Каспийского моря.
В 2019 году в России стартует Национальный проект «Модернизация транспортной инфраструктуры».


В результате к моменту завершения реализации нацпроекта — декабрю 2024 года, страна побила все рекорды по мощности морских портов: она превысила 1,36 миллиарда тонн.

Планы на будущее
С 2025 года работы продолжатся по новому нацпроекту — «Эффективная транспортная система».
В период до 2030 года будет построено 137 новых морских транспортных судов. Что касается Северного морского пути, то к 2035 году его будут обслуживать 18 атомных ледоколов. Это обеспечит непрерывность и круглогодичность ледовой проводки. К 2030 году в акватории будут работать семь ледоколов серии 22220.

К 2030 году мы предполагаем удвоить общую мощность морских портов Арктического бассейна. Если в прошлом году она составила 123 миллиона тонн, то к концу десятилетия должна выйти на уровень 252 миллионов тонн, в том числе за счет строительства новых терминалов, расширения железнодорожных подходов.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации