Российские электрокары — временная мода или будущее автопрома?
Электромобили — более экологичны, чем автомобили, работающие на газе или дизельном топливе. Помимо снижения негативного экологического воздействия, запуск новых проектов поддержит российский автопром, откроет для страны новые экономические и технологические возможности, сохранит и создаст новые рабочие места.
Планы по электрокарам в России
Выпуск электротранспорта в России осуществляется в рамках «Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта на период до 2030 года» правительства страны.

Для многих такие планы кажутся не особо амбициозными. Но в 2020 году количество электромобилей в стране едва превышало 10 тысяч, а здесь, к концу десятилетия — их число вырастет в 22 раза.
Какие электромобили есть и будут в России?
Общественный транспорт
Большой объем производства занимают электромобили для общественного транспорта. Этим направлением сегодня активно занимаются крупнейшие автопредприятия России, заводы которых располагаются в Нижнем Новгороде, Татарстане, Волгоградской области. Производимые ими электробусы можно увидеть на улицах многих городов России — от Москвы до Владивостока.




Коммерческий транспорт
В 2020 году в Нижнем Новгороде был представлен первый в России легкий коммерческий электромобиль. Серия электромобилей включает представительский микроавтобус, маршрутный микроавтобус и грузопассажирский фургон-комби. Электромобиль сочетает в себе унифицированные компоненты модельного ряда самого популярного российского легкого коммерческого автомобиля, выпускаемого Горьковским автозаводом.

Электромобили для всех
Отечественный автогигант из Набережных Челнов объявил, что начнет производство своего первого электромобиля в 2024 году. Департамент транспорта Москвы подписал с предприятием соглашение о включении отечественной электромашины в систему каршеринга.

В марте 2022 года Минпромторг, правительство и автокомпания Липецкой области подписали первый в стране специнвестконтракт (СПИК 2.0) по внедрению технологии производства электромобилей. Речь идет о сборке линейки электромобилей на базе китайских моделей. Серия будет состоять из пяти моделей — седана, минивэна и трех кроссоверов различных классов.
Первым на рынок должен выйти кроссовер, а в октябре и ноябре к нему присоединятся вторая и третья модели. «Зеленые» автомобили участвуют в программе льготного автолизинга.

В июле этого года крупнейший концерн России презентовал полнофункциональный прототип электромобиля. Машина выпускается Обуховским заводом из Санкт-Петербурга.

Ранее в столице занялись возрождением легендарной марки «Москвич». Как сообщали в мэрии, как минимум одна из моделей будет выпускаться с электрической силовой установкой.
Российские эксперименты с электрокарами
Попытки создания российских электрокаров осуществлялись давно и регулярно. Еще в 2011 году крупный российский автопроизводитель, базирующийся в Тольятти, показал свой первый серийный электромобиль, а в 2016 году — еще один.
Разработку собственных электромобилей вели и менее крупные компании. Так, например, планировалось выпустить на российский рынок гибрид и премиальные электромобили.
Электромобили покупают?
Значит, потенциал у рынка есть.

Почему рынок растет не так быстро?
Проблемы в достаточно высоких ценах на подобные автомобили, что сказывается на спросе. Правительство России подумало об этом и включило электромобили в программы льготного лизинга и автокредитования. Таким образом новый транспорт станет доступнее для граждан, жители охотнее пересядут на «зеленый» транспорт.
В числе причин низкого спроса — инфраструктура. Однако число зарядных станций для электромобилей в России совсем скоро может вырасти кратно. Для этого государство готовит поправки к законам, которые требуют размещения таких станций на каждой парковке и стоянке по всей стране. Кстати, разработкой зарядных станций уже занялись некоторые российские компании.
Что будет дальше?
Все больше российских заводов включаются в производство электрокаров.
Ранее калининградский автозавод объявил о планах локализовать в России производство электромобилей. Они будут комплектоваться аккумуляторами российской сборки. Выпуск первой партии назначен на 2023 год, а завершить процесс локализации планируется к 2030 году.
Учитывая растущее количество автомобилей на дорогах, декарбонизация транспорта — одна из важнейших задач, которую решают правительства многих стран для улучшения экологической обстановки в мире. Электромобили — благоприятнее для окружающей среды и позволят снизить уровень загрязнения, генерируемого автомобильным транспортом, что благотворно скажется на здоровье людей. Кроме того, электромобили обойдутся выгоднее в долгосрочной перспективе.
При этом власти подчеркивают, что перейти на электродвигатели «в одночасье», конечно, не удастся, в том числе из-за климатических особенной страны, поэтому рынки традиционных автомобилей и электромобилей будут развиваться параллельно.