Московский авиапром: оптимистичные перспективы на международном рынке
2021-01-11 05:08

Московский авиапром: оптимистичные перспективы на международном рынке

Авиастроение всегда было и остается одним из важнейших, стратегически значимых направлений промышленности и оборонного комплекса России. Самолеты и вертолеты российского производства, как гражданские, так и военные, неоднократно поставлялись на экспорт, и суммы контрактов исчислялись миллиардами долларов. Производственные мощности авиастроительной отрасли в основном рассредоточены по регионам РФ, но в Москве сконцентрирован «мозг» индустрии — главные опытно-конструкторские бюро и инженерные центры.

Север Москвы — колыбель российского авиастроения

В буквальном смысле так исторически сложилось, что на севере Москвы сконцентрированы основные интеллектуальные и технологические ресурсы страны в индустрии авиастроения. Здесь работают несколько главных авиационных институтов, в которых начинали свои карьеры блистательные конструкторы. Их фамилии давно стали нарицательными — Сергей Ильюшин, Павел Сухой, Александр Яковлев, Андрей Туполев и другие. Все самые видные конструкторские бюро сейчас являются структурными единицами Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), а та в свою очередь входит в Ростех.

По словам заммэра Москвы по экономической политике Владимира Ефимова, государство и городские власти уделяют пристальное внимание развитию авиастроения. Уже сейчас в отрасли задействованы более 50 тыс. москвичей. В авиастроение в той или иной степени вовлечены несколько десятков промышленных предприятий и НИИ. Девять компаний имеют статус промышленного комплекса, тем самым получая возможность воспользоваться специальными льготами по налогу на прибыль, арендной плате, другим платежам.

Государственная поддержка дает возможность авиастроительным компаниям пустить сэкономленные средства на повышение конкурентоспособности авиатехники на международном рынке.

Наследие Ильюшина

Самолеты марки «Ил» хорошо известны каждому еще со времен СССР. Всего за свою историю КБ «Ильюшин» разработало более 200 самолетов разных модификаций, и 140 из них было успешно создано. Общее число всех собранных серийных воздушных судов марки «Ил» — около 62 тысяч.

В наши дни Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина работает над подготовкой к серийному выпуску нового дальнемагистрального самолета Ил-96-400М. Его фюзеляж на 9,35 м длиннее модели, которая легла в основу этой модификации. Такое изменение конструкции было мотивировано не в последнюю очередь стремлением повысить комфорт пассажиров, которых в новом салоне можно будет перевозить в количестве до 400 человек.

Другой интересный проект, которым занимается ПАО «Ил» в настоящее время, — небольшой пассажирский самолет Ил-114-300 с 68 местами для пассажиров. Проект вошел в фазу завершения, и новые лайнеры этой марки уже собирают на заводах Объединенной авиастроительной корпорации.

Самолет планируется использовать для региональных воздушных перевозок. С его помощью возможно будет решить проблемы мобильности российских граждан, проживающих в северных регионах страны, в Сибири и на Дальнем Востоке. Также эта модель рассматривается как база для конструирования различных модификаций самолетов более узких специализаций — патрулирование, аэрофотосъемка, санитарная авиация.

Модель Ил-114-300 ориентирована по большей части на внутрироссийский рынок. Но в арсенале авиастроительной отрасли РФ имеются и современные технологические решения, оптимизированные под экспорт. Ближайший пример — Superjet 100.

Инновации и новые технологии

Superjet 100 создавался как региональный пассажирский самолет нового поколения. Его уникальность состоит в том, что это первый в истории авиастроения современной России лайнер такого высокого с технологичной точки зрения уровня, который был разработан и выпущен в серию в нашей стране полностью с нуля. Разработчик — московская компания «Гражданские самолеты Сухого». С прошлого года входит в состав корпорации «Иркут» в статусе филиала.

При разработке Superjet 100 применялись новейшие методики и технологии, задействовались системы автоматизированного проектирования. На всех этапах конструкторской работы инженерные решения проверялись на 3D-макетах в средах виртуальной реальности.

Superjet 100 — это не единственная высокотехнологичная разработка ОАК в гражданском самолетостроении. Еще одна интересная разработка корпорации — самолет МС-21, созданный инженерами корпорации «Иркут». Кстати, инженерный центр находится здесь же, на севере Москвы, где и другие интеллектуальные узлы отрасли.

Самолет получил удлиненный фюзеляж, тоже удлиненное крыло из композитного материала, двигатели самого последнего поколения. Все эти нововведения дают МС-21 заведомо серьезные преимущества и на внутреннем рынке, и на внешних. Большое внимание также уделено экологическому аспекту, как в плане выхлопов, так и в плане шума. Так что модель теперь может вызывать большую заинтересованность у потенциальных покупателей из-за рубежа.

От электрики до новых вертолетов

Важное направление в авиастроительной отрасли — разработка и серийное производство комплектующих для электрооборудования, которым оснащаются гражданские и боевые самолеты, а также вертолеты и ракетные системы.

Примером успешного производителя бортового электрооборудования может служить АО «Аэроэлектромаш» — тоже московское предприятие, отмечающее в феврале 2021 года юбилейные 80 лет со дня основания.

Несколько лет назад предприятие «Аэроэлектромаш» официально стало промышленным комплексом со всеми преимуществами такого статуса. В ближайшие годы планируется инвестировать около 1,5 млрд рублей в модернизацию производственных мощностей и создание системы «бережливого производства».

В самое ближайшее время планируется силами «Аэроэлектромаша» наладить серийное производство легкого вертолета на электрической тяге. Модель АЭМ-1 уже разработана, и даже созданы экспериментальные модели, продемонстрировавшие дальность полета до 600 км.