Туризм Москвы: как пандемия отразилась на отрасли
2021-01-11 05:07

Туризм Москвы: как пандемия отразилась на отрасли

Пандемия коронавируса, охватившая весь мир в 2020 году, больно ударила по туристической индустрии. Не стала исключением и Россия. Для сравнения: количество путешественников, посетивших столицу нашей Родины за 9 месяцев 2020 года, оказалось в два раза меньше аналогичного периода 2019 года — всего 7 млн человек.

Несмотря на это, Москва не утратила привлекательности для туристов. С середины июня по август текущего года (когда были сняты коронавирусные ограничения) мегаполис посетило почти на треть больше внутренних путешественников, чем за аналогичный период 2019 года. Кроме этого, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, столичным властям удалось укрепить международное сотрудничество на туристическом рынке и даже запустить несколько проектов в поддержку этой важной отрасли экономики.

Вклад туристической сферы в столичную экономику

Индустрия туризма является одним из ключевых направлений экономического развития Москвы. В первую очередь, эта отрасль обеспечивает рабочими местами около 250 тысяч наших соотечественников. Кроме того, она вносит огромный вклад в экономику мегаполиса за счет закупок товаров и услуг секторами, непосредственно взаимосвязанными с турсферой, также вследствие привлечения дополнительных денежных вливаний в развитие столичной инфраструктуры.

В 2019 году Москва вошла в топ-20 самых посещаемых городов Европейского континента. Мегаполис потеснил в рейтинге таких туристических гигантов, как Лондон, Париж и Амстердам. Общий вклад этой сферы в экономику столицы по итогам прошлого года составил 147 млрд рублей, а доля доходов от туристского потребления в структуре бюджета города составила более 5%.

Увеличение потока путешественников положительно повлияло на объемы несырьевого экспорта мегаполиса. Так, Москва на уровне государства обеспечила 31,7% (127 млрд рублей) экспорта туристских услуг.

С середины июня по август 2020 года, когда были сняты коронавирусные ограничения, столицу посетили более 1,8 млн человек. Это на 30% больше, чем было в 2019 году. Несмотря на то, что наши соотечественники в целом стали тратить меньше денег на туристические товары и услуги, за один только летний месяц экономика Москвы обогатилась на 34 млрд рублей.

А как поживает гостиничный сектор?

Развитая гостиничная сеть один из ключевых компонентов всей туристической сферы столицы. Несложно догадаться, что закрытие государственных границ из-за COVID-19 значительно снизило количество гостей в отелях. В первые месяцы пандемии примерно 1/3 московских гостиниц приостановили свою деятельность, но летом практически все открылись вновь. В настоящее время в мегаполисе функционирует примерно 1400 отелей, которые готовы принять путешественников.

Многие московские гостиницы оказывали содействие властям в борьбе с коронавирусной инфекцией. Например, они предоставляли временное жилье медикам, контактирующим с больными. С весны этого года столичные отели выделили порядка 13 тысяч номеров для врачей. Власти поддержали такую инициативу грантами на общую сумму примерно 1,7 млрд рублей. Кроме того, они взяли на себя оплату проживания медицинских работников, обеспечение их пищей и необходимыми бытовыми услугами. Таким образом, врачам были предоставлены комфортные условия жизни, чтобы им не приходилось отвлекаться от выполнения главной задачи борьбы с коронавирусной инфекцией и спасения человеческих жизней.

Прочие меры поддержки для столичной туристической сферы

Учитывая высокую значимость туризма для экономики всей Российской Федерации в целом и Москвы в частности, власти разработали для столичных организаций ряд антикризисных мер. Так как от введенных ограничений сильнее всего пострадала гостиничная отрасль, владельцам гостевых предприятий были предоставлены самые крупные бонусы. Помимо материальной помощи в виде грантов, они получили арендные каникулы. В настоящее время эту меру поддержки использовали примерно 120 организаций и ИП. С 1 марта по 30 июня были освобождены от необходимости платить аренду примерно 140 отелей, благодаря чему предпринимателям удалось сэкономить около 130 млн рублей.

Туристические предприятия Москвы, относящиеся к малому и среднему бизнесу, также получили от властей льготы и субсидии. Например, компенсацию расходов на ЖКХ и списание процентов по банковским займам.

Отраслевое партнерство

Многие представители туристической сферы постарались использовать сложившуюся в результате пандемии ситуацию в свою пользу: заново оценить свой продукт и получить новый опыт сотрудничества с рыночными субъектами из смежных отраслей. И здесь им помог столичный комитет по туризму, разработавший и предложивший несколько новых проектов.

Например, в феврале 2020 года в Москве прошел первый в России туристический хакатон Moscow Travel Hack. Основной темой мероприятия была цифровизация туристической индустрии, а финалисты получили господдержку на развитие своих проектов. В событии приняли участие более 250 команд ИТ-разработчиков.

В рамках этого же проекта был проведен комплекс антикризисных мероприятий. В их числе вебинары, на которых присутствовали ведущие эксперты туристической отрасли. На виртуальных встречах обсуждался широкий круг самых актуальных тем: от инструментов территориального маркетинга до вопросов дальнейшего развития отрасли.

В мае текущего года начала функционировать цифровая платформа под названием travelhub.moscow. Ее цель — объединить на одной виртуальной площадке всех представителей столичной туристической индустрии. Здесь предприниматели могут делиться опытом, вместе разрабатывать принципиально новые турпродукты, договариваться о сотрудничестве и т. д.

Еще один антикризисный проект — онлайн-мастерская «Говорит Москва!», запущенная Мостуризмом. В программу цифровой площадки была включена серия вебинаров, которые помогли предпринимателям освоиться в новой реальности, ознакомиться с ведущими мировыми трендами туриндустрии и т. д.

Инновационные проекты

Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, текущий год ознаменовался для московской туристической индустрии запуском нескольких инновационных проектов. Так, по поручению столичных властей был разработан цифровой сервис Russpass. Его цель — помочь туристу организовать свое путешествие. Портал предназначен как для наших соотечественников, так и для гостей из-за рубежа. С помощью Russpass можно выбрать оптимальный маршрут, забронировать гостиницу, арендовать транспортное средство, приобрести билет в музей и еще много чего. Кураторами площадки являются московский комитет по туризму и департамент ИТ-технологий.