Учеба без границ: в онлайн-формате число слушателей Московской школы экспортера выросло почти в три раза
Московская школа экспортера открылась в 2018 году. Образовательный проект запустил Московский экспортный центр (МЭЦ), подведомственный столичному Департаменту предпринимательства и инновационного развития. За это время прошло свыше 400 мероприятий, а обучение в школе прошли почти 16 тысяч предпринимателей.
«Большая часть мероприятий Московской школы экспортера, организованных в этом году, проводилась в онлайн-формате. Мы видим, что дистанционный режим работы не только не снизил интерес к курсам, но и привел к почти трехкратному увеличению числа слушателей: за 2020 год курсы посетили почти 10 тысяч человек. При этом в прошлом году число участников достигло 3,8 тысяч - рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин – Обучение является востребованной мерой поддержки среди начинающих экспортеров и тех, кто хочет перестроить свою внешнеторговую деятельность».
Из чего состоит программа школы
В 2020 году спикерами на мероприятиях выступили более 85 экспертов в области внешней торговли, права, логистики, маркетинга, таможенного оформления, налогообложения и других сфер.
В 2020 году обучение проходит в формате вебинаров по разным направлениям внешнеэкономической деятельности:
- маркетинг и коммуникации;
- решение правовых вопросов;
- финансовое управление и налогообложение;
- таможенное оформление и логистика при работе на экспорт.
Обучение помогает разобраться, насколько продукт или услуга востребованы на зарубежном рынке, как эффективно представить свой бренд на международных выставках и бизнес-миссиях, на какие аспекты правового и таможенного регулирования стоит обратить внимание при налаживании продаж.
В онлайн-формате слушателями школы стали 8,2 тысячи человек.
Для тех, кто уже выбрал направление экспорта, у Московской школы экспортера есть обучающие блоки по отдельным странам. Они охватывают порядка 30 зарубежных рынков, таких как Иран, Китай, Германия, Италия, Марокко, Казахстан, Япония, ОАЭ и Республика Корея.
Курсы фокусируются на экспорте по выбранному направлению, позволяют подробнее изучить особенности той или иной страны и подготовиться к бизнес-миссиям и выставкам. Такие мероприятия оказались особенно популярны в онлайн-формате: число участников превышало 150 человек, а очно число их слушателей обычно достигало 70-90 человек.
Экспорт на ускорении
Опытные экспортеры, которые хотят расширить географию поставок, с 2019 года могут поучаствовать в программах акселерации. Они направлены на интенсивное развитие компаний через менторство, обучение и экспертную поддержку. Программа доступна и для начинающих экспортеров.
В отличие от основной программы и страновых блоков Московской школы экспортера, они позволяют за четыре месяца разработать детальную экспортную стратегию: определить свои конкурентные преимущества, освоить новые маркетинговые инструменты и привлечь необходимые для начала продаж ресурсы.
С прошлого года акселератор «Экспортеры 2.0» совместно с МШУ Сколково прошло три потока участников. По итогам первых двух, 20 из 29 участников заключили 43 экспортных контракта на общую сумму порядка 514 мил.в руб..
При этом многие уже в ходе программы нашли партнеров за рубежом и начали переговоры. Так, компания «ЦТК», которая производит умные часы для детей, смогла найти клиентов в Прибалтике и уже в декабре планирует выйти на рынки Латвии и Эстонии. Кроме того, в сентябре этого года они поставили в Белоруссию партию часов на $10 тысяч.
Другой участник, производитель симуляционного оборудования для студентов «ГЕОТАР», привлек клиентов из Латинской Америки. Партнеры сами нашли их продукт благодаря удачно выстроенной маркетинговой кампании и предложили обсудить возможное сотрудничество. Ведутся также переговоры с контрагентами из Аргентины, Мексики, Египта и Франции. Общая сумма по контрактам, которые находятся на стадии согласования, составляет почти $5 мнл.
Помимо стратегии продажи существующих продуктов, компании могут разработать новую линейку, интересную зарубежным покупателям.
Работа с технологиями
В 2020 году Московская школа экспортера совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) запустила отдельный акселератор для IT-компаний - Go Global. Это направление является особенно важным для Москвы: именно столица поставляет за рубеж более четверти (28%) всей высокотехнологичной продукции страны.
За три месяца участия в акселераторе 20 отобранных стартапов запустили продажи в 21 стране мира и заключили контракты объемом порядка 50 миллионов рублей. Лидеры по привлеченной экспортной выручке — компания BYYD c платформой для реализации мультимедийных проектов и централизованного управления устройствами в местах продаж. Благодаря программе команде BYYD удалось запустить продажи в семи странах и заработать 80 тыс. $.
Вторая по экспортной выручке компания — SmartPlayer — платформа для реализации мультимедийных проектов и централизованного управления устройствами в местах продаж. В ходе акселератора она запустила 5 пилотных проектов в четырех странах на сумму 66 тыс. $.
Онлайн: выбор или необходимость
Как показал опыт пандемии, дистанционный формат обучения может стать полноценной альтернативой офлайн занятиям. Он позволяет не только расширить аудиторию, но и предложить предпринимателям полезные курсы без дополнительных временных затрат.
В дальнейшем Московская школа экспортера перейдет на смешанный формат: онлайн-программы станут частью обучения.