Экспорт московских компаний в Европу вырос в два раза до $15,3 млрд
2021-01-11 05:07

Экспорт московских компаний в Европу вырос в два раза до $15,3 млрд

В декабре прошлого года были подведены итоги объемов экспорта несырьевой неэнергетический продукции, которую поставляют в Европу московские предприятия. Аналитика была собрана за первые девять месяцев периода. По словам Владимира Ефимова, зама Сергея Собянина по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, совокупный объем реализации в столичных промышленников повысился в 2 раза, что в денежном эквиваленте составляет 15,3 млрд долларов США. В прошлом году этот показатель был гораздо скромнее — всего 7,8 млрд долларов.

Что касается рынков Западной Европы, по данному направлению за первые три квартала 2020 года объемы экспорта несырьевой неэнергетической продукции увеличились на 218,9%, составив 11,7 млрд долларов в денежном выражении. Так, в одни только Нидерланды московские промышленники реализовали товаров на 348,88 млн долларов США. Если брать для сравнения первые девять месяцев 2019 года, показатель увеличился на 9,7%.

Экспорт московских предприятий на рынки Европейского союза

В настоящее время прослеживается активный рост спроса иностранцев на следующие группы промышленных изделий:

электронные интегральные схемы. Совокупный объем их экспорта за первые три квартала 2020 года повысился практически в два раза и составил 2,74 млн долларов;

товары и изделия фармацевтической отрасли. Зарубежные партнеры приобрели у столичных предприятий почти в 18 раз больше этой продукции, чем было в январе-сентябре 2019 года. Общая сумма сделок — 1,17 млн долларов;

косметика. Спрос на нее вырос в три раза — 0,67 млн долларов.

Теперь кратко охарактеризуем экспортную деятельность москвичей на рынках Северной Европы. За первые три квартала 2020 года общий объем реализованных на них товаров увеличился на 9,1% и составил 615,86 млн долларов. Ключевыми покупателями стали два государства: Дания и Норвегия. По этим направлениям повышение спроса составило 51,1% и 16,8% соответственно.

Такое резкое увеличение экспорта в Данию вызвано диверсификацией поставок продукции столичных предприятий. В первую очередь, это низковольтная распределительная аппаратура, которую начали вывозить в регион лишь в сентябре 2020 года. Что касается Норвегии, она проявила наибольший интерес к механическому оборудованию, технике и компьютерам. Общий объем поставок за январь-сентябрь 2020 года в эту страну исчисляется суммой в 2,13 млн долларов.

Александр Прохоров, начальник столичного департамента инвестиционно-промышленной политики, отмечает, что за анализируемый период повышение интереса к продукции столичных предприятий продемонстрировали страны Прибалтики. Так, за первые три квартала 2020 года совокупный спрос этих государств повысился ровно в два раза и составил 276,11 млн долларов. В Латвию москвичи поставили товаров на 79,15 млн долларов (на 31,5% больше, чем было в январе-сентябре 2019 года), в Эстонию — на 151,18 млн долларов (увеличение на 418,3% по сравнению с 2019-м).

Латвия по большей части приобретала у столичных бизнесменов фармацевтическую продукцию и косметику. Так, спрос на первую повысился на 57,12%, на вторую — на 31,3%. Эстония проявила наибольший интерес к продукции химической промышленности, медицинским приборам и изделиям. По данному направлению объемы экспорта за 9 месяцев 2020 года выросли на 119,39%.

Напоминаем, что первые шесть месяцев 2020 года также показали хорошую динамику в отношении экспорта несырьевой неэнергетической продукции московских промышленников, в государства Северной и Восточной Европы. Так, за только январь-июнь прошлого года предпринимателям удалось выручить на данных рынках более 2 млрд долларов.

Комментируя сложившуюся ситуацию, Владимир Ефимов отмечал, что наиболее востребованными товарами у иностранцев на тот период времени были техника (в том числе автомобильная) и механическое оборудование, а также медицинская продукция. Самую впечатляющую динамику по реализации продемонстрировали фармакология и пищевая отрасль. За первые 6 месяцев 2020 года совокупный объем экспорта этих товаров в Европу оказался в два раза больше аналогичного отрезка времени 2019-го. Ключевыми покупателями выступили:

Чехия — 177,16 млн долларов США;

Эстония — 145,93 млн;

Финляндия — 143,23 млн;

Швеция — 103,98 млн.

Владимир Ефимов объяснил, что интерес стран Европы к отдельным товарным группам, выпускаемым в столице России, вызван близостью их географического расположения.

Кроме безусловных фаворитов рынка — фармакологических и косметических изделий, за январь-июнь 2020 года московским промышленникам удалось ровно в два раза повысить объемы реализации продаж автозапчастей и механических устройств в Данию. Это спровоцировало общее увеличение экспорта товаров столичных производителей в эту страну на 6%.

Нельзя обойти стороной и Исландию. По сравнению с первыми шестью месяцами 2019 года экспорт московских товаров в эту страну вырос почти в 10 раз. Александр Прохоров отметил, что в целом поток несырьевого неэнергетического экспорта в Исландию был невелик, а такой показатель обусловлен поставками оборудования. Более 90% из общей структуры товаров, которые столичные предприятия поставили в эту страну за два первых квартала 2020 года, занимает оборудование для фильтрации и очищения жидкости и газа.

Согласно аналитическим данным, с января по май 2020 года столичные предприятия промышленного комплекса и АПК реализовали свою продукцию в 151 страну мира. Главным покупателем выступила Великобритания — она закупила у москвичей товаров на 3,34 млрд долларов. На втором месте — Соединенные Штаты Америки (приобрели продукции на 1,15 млрд долларов). «Бронзу» взяла Беларусь (900 млн долларов), а на четвертой позиции расположился Казахстан (880 млн долларов).

Столичные власти понимают, как сложно предпринимателям осваивать международный рынок. Именно поэтому был создан Моспром — центр поддержки экспорта. Сотрудники учреждения оказывают бизнесменам всестороннее содействие во внешнеэкономической деятельности: консультируют по вопросам внутреннего законодательства других государств, относительно сертификации товаров, логистики и т. д. Кроме того, специалисты Моспрома проводят исследования конъюнктуры международного рынка, выявляют его потребности и перспективные направления торговли.