Московский высокотехнологичный экспорт в Азию вырос на треть
2021-01-11 05:06

Московский высокотехнологичный экспорт в Азию вырос на треть

В 2020 году объемы экспорта российских высокотехнологичных товаров в страны Азии значительно выросли по сравнению с 2019 годом. Высокую динамику роста показал, в частности, столичный экспорт высокотехнологичных предприятий. По сообщению пресс-службы московской мэрии, показатели этой части отрасли в прошедшем году выросли на 30%

Состав московского экспорта продукции Hi-Tech в 2020 году

Только за первые восемь месяцев минувшего года объемы поставки за рубеж продукции столичных высокотехнологичных производств выросли по сравнению с прошлым периодом на 27,7%. До конца года показатель вплотную приблизился к 30%. Большая часть поставок пришлась на Индию, Китай и Японию, составив в общей сложности по сумме сделок 1,2 млрд долларов США.

Заммэра Москвы по экономической политике Владимир Ефимов прокомментировал полученные результаты анализа. По его словам, лидирующие позиции по объему закупок техники российского производства занимает Китай. Индия же стала лидером по темпам роста объемов закупок.

В 2020 году московские предприятия поставили в Индию на 63% больше продукции высоких технологий, чем в 2019-м. Общая сумма контрактов составила 140,32 млн долларов. Китайские партнеры закупили в денежном выражении продукции на 563,31 млн долларов, тоже продемонстрировав тем самым ощутимый прирост на 22,4% в сравнении с 2019 годом. Чуть меньше товаров в денежном эквиваленте было поставлено в Японию — на общую сумму 511,71, и здесь тоже московский экспорт подрос на 26,2%.

Примечательный момент, подчеркивает Владимир Ефимов, в том, что в объеме экспорта в Индию произошел рост на 54,26 млн долларов за счет даже не запчастей оборудования или компонентов систем, а готовых товаров. Всего индийские компании проявили заинтересованность в 144 товарных позициях.

Свои комментарии к опубликованным результатам исследования высокотехнологичного экспорта в 2020 году добавил глава столичного департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров. Он подчеркнул наличие в составе экспорта высокотехнологичных предприятий Москвы по азиатскому направлению широкого ассортимента товаров. В частности, азиатские компании закупали в больших объемах компьютерные комплектующие, телекоммуникационное оборудование, трансмиссии для двигателей, электрораспределительные системы.

Но самыми востребованными видами продукции, поставляемыми в Азию московскими предприятиями, стали, по словам Прохорова, газовые турбины и турбодвигатели. Такого рода продукция составила больше трети всего азиатского направления экспорта Москвы на общую сумму 348,67 млн долларов. Телекоммуникационная аппаратура хоть и поставлялась в гораздо меньших объемах, но зато тоже показала тенденцию к росту — в 2020 году Москва поставила в страны Азии такого рода товаров на 16,65 млн долларов США.

Динамика роста и прогнозы

По мнению многих аналитиков и ключевых должностных лиц, нынешние тенденции в российском высокотехнологичном экспорте можно характеризовать как исключительно положительные. В особенности позитивные тренды заметны именно в московском сегменте зарубежных сделок на поставку высокотехнологичной продукции. Это естественно, так как производства такого уровня сконцентрированы преимущественно в крупных городах, и Москва в этом отношении ожидаемо лидирует.

Более подробно тенденции роста в сфере экспорта продукции промышленных предприятий Hi-Tech-специализации охарактеризовал глава московского департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин. По его словам, позитивная динамика столичного технологического экспорта прослеживается как в целом, так и по каждой отдельной отрасли.

Зарубежные поставки продукции ювелирной и металлообрабатывающей промышленности возросли на 105%, товары легкой промышленности — на 56%. Рекордсменом стал сегмент неметаллических материалов и изделий — это хоть и весьма широкая группа товаров, но здесь рост оказался буквально взрывной — на три порядка.

«Если анализировать отдельно по странам-импортерам, — добавил Фурсов, — заметно, что российские поставки в Таиланд выросли на 198%, Бангладеш — на 162%, во Вьетнам — на 114%». Такая тенденция прослеживается и по другим странам, и для столь многообещающего тренда есть вполне объективные основания — в прошлом году были глубоко проработаны каналы коммуникации и сотрудничества с потенциальными импортерами российских высокотехнологичных продуктов.

Поддержка государства

Пандемия существенно повлияла на все международные отношения, но российские специалисты, предприниматели и дипломаты сохранили тесную коммуникацию с представителями стран Азии. Несмотря на все эпидемиологические ограничения, центр поддержки и развития экспорта «Моспром» постоянно уделял внимание потребностям российских компаний, поставляющих продукцию в Индию, КНР, Японию и другие страны Азии.

Центр внедрял и использовал все доступные инновации для того, чтобы сохранить высокоэффективный уровень коммуникации с партнерами и помочь столичному бизнесу успешно сбывать свою продукцию в регионе. До 90% переговоров велись в удаленном режиме с задействованием технологий дополненной и виртуальной реальности. Стороны эффективно проводили виртуальные технологические туры и презентации.

Активное содействие производственным предприятиям Москвы и области оказывает также Московский экспортный центр, находящийся в ведомстве департамента предпринимательства и инновационного развития. Экспортоори

ентированные высокотехнологичные компании получали и продолжают получать финансовую поддержку, за счет которой покрываются издержки на доставку продукции за рубеж. Им также предоставляется возможность безвозмездного участия в ключевых международных технологических выставках, коллективы проходят специальное обучение в Московской школе экспортера.